Треугольник Карпмана — жертва, преследователь, спасатель

треугольник Карпмана

Жертва, преследователь, спасатель — это главные персонажи созависимых отношений в психодраматическом «Треугольнике Карпмана».

Термин «Треугольник Карпмана» появилось в психологии в 1968 году благодаря специалисту Стивену Карпману (транзактный анализ) и его предшественнику Эрику Берну с его бестселлером «Игры, в которые играют люди».

Суть драматического треугольника Карпмана

В виде вершин треугольника изображены три плавающие роли созависимых отношений: Жертва — Преследователь (Агрессор) — Спасатель. Попав в такую схему взаимоотношений, каждый из участников примеряет на себе все роли этого треугольника.

Не принимая ответственности за свою жизнь, человек попадает в роль Жертвы, и она ему нравится. Пытаясь помочь Жертве против ее согласия, Спасатель переплывает в роль Преследователя (Агрессора), ведь Жертва спасаться то и не желает, чем вызывает сильное раздражение, гнев, теперь уже у бывшего участника — Спасателя.

У каждого индивида есть своя «излюбленная» роль в магическом треугольнике. Эту роль ребенок усваивает в раннем детстве, она соответствует той роли, которую он исполнял в семье.

И конечно же, необходимо отметить, что это неотвратимый и необходимый способ посмотреть, отреагировать на окружающий мир вокруг себя. Эта роль, с которой человек попадает в треугольник Карпмана, является значимой частью его идентификации. И точка выхода у каждого индивида будет своя.

Возможны и переходы из одной роли в другую:

Жертва

Один из основных посылов Жертвы: Жизнь доставляет одни страдания. Она зла и непредсказуема ко мне. Подкидывает ситуации, с которыми невозможно справиться.
Чувства:

  • беспросветности, безысходности;
  • своего бессилия, никчемности;
  • чувство запутанности, растерянности и неясности;
  • обида, страх, зависть;
  • жалость к самому себе.

Жертву постоянно мучают депрессии, она не хочет войти в новое событие своей жизни, получить новые яркие впечатления и необходимый опыт. Её мир жесткий, без компромиссов, она не видит необходимости продвигаться в какую-либо сторону жизни, при этом говоря: «Как я от всего устала!».

Жертва внутри себя не позволяет преобразований, и это впоследствии, приводит к соматическим заболеваниям. Наибольший страх — это то, что в дальнейшем ничего не изменится. Отрицает наличие собственного потенциала для работы над возникающими проблемами. Ощущает себя недостойной лучшего. Для того, чтобы выскочить из кокона безысходности необходимо понять, что необходимо действовать здесь и сейчас, взять ответственность за свою жизнь, и перестать думать о неудачах.

Преследователь (Агрессор)

Испытывает чувства:

  • желание восстановить справедливость;
  • собственной непоколебимой правоты;
  • убежденность в том, что он знает как необходимо правильно поступить;
  • желание наказать виновного;
  • азарт преследования, охоты;
  • оскорбленное самолюбие.

Чтобы из ребенка вырастить Агрессора по жизни, его необходимо периодически подвергать физическому и психологическому насилию. Внутри себя такие дети переживают гнетущий стыд и сильный гнев, и эти чувства управляют ими в дальнейшем.

Помогают преодолевать Агрессору чувство собственной беспомощности и стыда нападки на окружающих. Доминирование над другими становится основой их поведения. Агрессор всегда во всем прав, его методы воздействия на других – запугивание, допрос, обвинение, провокации.

Агрессор не признает собственную уязвимость и больше всего пугается своей беспомощности. Поэтому ему необходима Жертва, на которую можно спроецировать собственное несовершенство, обвинить её в неудачах. Выйти из роли Агрессора легче всего, необходимо взять на себя ответственность (за поступки, действия).

Спасатель

Чувства, которые переживает Спасатель:

  • жалости к другим, желание помогать;
  • полного превосходства над Жертвой;
  • чувство всемогущества к конкретной ситуации;
  • убежденность в том, что он знает, как необходимо правильно помочь;
  • ответственность за других.

Когда родители игнорируют желания, потребности ребенка, из него со временем вырастает Спасатель. Спасатель в основном ищет созависимого, пытается «задавить» в нем инициативу. Таким человеком легче манипулировать и управлять.

И делает он, конечно же, только для блага другого. Проявляет себя, как заботливый, благожелательный, сострадающий и обязательно знающий, как исправить ситуацию.

Спасатель вырос в мире, где игнорировались и запрещались его потребности и желания родителями, и он начинает проявлять свою заботу о других. От этого Спасатель гордиться собой, ведь он это делает безусловно, бескорыстно, верит в свою доброту, чувствует себя героем.

Трагичность этой роли в том, что Спасатель предполагает ответную реакцию за свою заботу. Но такого не случается, потому что если это произойдет, то спасать и некого будет. И Спасатель перейдет в роль Жертвы, испытывает чувства предательства, полного отчаяния.

Он очень боится одиночества, поэтому пытается быть незаменимым для других, чем делает зависимых еще более беспомощными и безынициативными.

*****
В реальном мире нет ни Агрессоров, ни Жертв, ни Спасателей. Это всего лишь условные роли драматического треугольника Карпмана для лучшего осознания сложной динамики в созависимых отношениях.

3 комментария на “Треугольник Карпмана — жертва, преследователь, спасатель”

  1. Полина:

    Здравствуйте, как то так получается, что я при любом раскладе жертва. Даже обидно за себя стало. Вот так треугольник Карпмана.

  2. Руслан:

    У любой роли в этом треугольнике есть свои минусы, что напрягает.

  3. Роман:

    Роль автора ситуации есть в Авторстве за свои действия, свои слова, себя, свою жизнь. Тогда треугольник осознан вами и переходит в здоровую форму или же выходите по своему решению приняв за это ответственнсть.

Оставить комментарий

⇑ Наверх
WordPress: 9.59MB | MySQL:31 | 0,107sec