Существуют закономерности формирования речи у детей. В речи малыша в разные возрастные периоды начинают появляться все новые звуки. Самыми быстрыми темпами формируется речь в первые три года от рождения, потом речь лишь совершенствуется.
3 этапа обучения разговорной речи
- Дофонемный (подготовительный) — первые 2 года
- Самостоятельная речь — до 7 лет
- Систематическое обучение и развитие речи в школе
Начинаясь с гуления и лепета младенца в первые месяца жизни, речь претерпевает изменения. Если вначале ребенок только имитирует звуки, слышанные от окружающих людей, то в поздний младенческий период начинается время словотворчества — ребенок с удовольствием говорит, поражая родителей новыми смешными и оригинальными словами. Словотворчество теперь сопровождает его любую деятельность, каждый месяц приносит новые открытия — новые звуки, сочетания, слова.
Вначале это дублирующиеся слоги — ма-ма, па-па, дя-дя, ва-ва, потом односложные слова сигналы — дай, мой, нет. Когда малыш перейдет к самостоятельной речи не всегда ясно, иногда бывает, что малыш уверенно гулит, произносит два десятка слов, а к коротким осмысленным предложениям не может перейти вплоть до 3 лет. Толчок к взятию новых рубежей в освоении родной речи могут дать методики раннего развития малышей.
Для развития же именно звукопроизношения очень рекомендована артикуляционная гимнастика для детей. Ею можно заниматься с ребенком в игровой форме даже маме.
К 3-5 годам словотворчество приобретает новую окраску, ребенок изменяет окончания слов, делает из существительных наречия и прилагательные. К 4 годам словарный запас ребенка может достигать 1500 слов, хотя может ограничиваться и 500-600.
На этом этапе дети уже больше внимания уделяют формированию предложений, они лучше вслушиваются в речь взрослых, говоря все более длинные фразы. Хорошо помогает формировать речь на этом этапе разучивание песенок с частыми повторами, коротких ритмичных четверостиший.
Возрастная таблица появления в речи детей новых звуков
Гуманитарные дисциплины также влияют на скорость и качество формирования образной красивой речи, помогающей общению и познанию.
Моему сыну уже 4 года, а он еще практически не разговаривает, были у нервопатолога, психиатра, психолога, начали заниматься у логопеда. Нигде особо сильных нарушений не найдено, и мальчишка вроде умненький, но не говорит, хоть тресни!
а У МОЕГО СЫНА плохая речь, вроде и занимаемся много, и к логопеду он ходит. Наверное это последствия родовой травмы, врачи только разводят руками.
Я вам сочувствую, если была родовая травма, то возможно терпения вам нужно очень много, во-первых заниматься и дальше спокойно, не ожидая быстрых успехов, во-вторых, посоветуйтесь с врачом, для усиления мозговой активности и более успешного овладевания речью сейчас назначают лекарственные препараты.
Тем не менее, маловразумительные звуки это уже формирование речи, и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи — общение.
Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами быстрее собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.