Существуют два понимания психологии управления. С одной стороны, это наука, имеющая свой предмет, объект, задачи и другие элементы аппарата исследования. С другой стороны, под психологией управления понимается некий процесс регулирования людьми в различных ситуациях.
В широком научном смысле менеджмент подразумевает под собой логично выстроенную систему контроля над теми или иными людьми с использованием различных методов управления и регуляции возникающих процессов, а также отслеживания качеств и свойств личности лидера коллектива.
Суть психологии управления и ее методы
С помощью методов (в частности, эксперимента и наблюдения) можно собрать определенные факты, проверить разные гипотезы, а также оказать воздействие на исследуемый объект.
Благодаря собранной информации сделать обобщенный вывод о закономерностях управления и, проанализировав имеющиеся данные, очертить круг проблем коллектива и подобрать соответствующие способы их решения.
Не самую последнюю роль играет результативность управления руководства над различными общественными группами.
В случае необходимости проводится анализ личности менеджера с точки зрения психологии управления, его готовности продвижения по службе или соответствия занимаемой должности для выявления эффективности работы предприятия, в том числе его показателей и прибыли.
Необходимые навыки управления
Во втором случае когда мы имеем дело с практической отработкой навыков управления, то необходимо учитывать психологический климат внутри коллектива, мотивацию сотрудников, степень одобрения и принятия внутри него, возможность оказывать и получать какую-либо поддержку.
Созданная система управления должна отвечать требованиям актуальности, а также предполагать достаточное наличие мотивации и знаний объектов управления.
Организация труда
Организация труда осуществляется тремя основными механизмами. С помощью функции планирования, организации, контроля и регулирования проводится необходимое управление.
Кроме того, широко применяются
- методы экономического воздействия (штрафы, лишение заработное платы или, в случае поощрения, присуждения премии);
- дисциплинарные (замечание, выговор в трудовой книжке и т.д.);
- распорядительные (принятие на работу, перевод на другую должность, изменение условий труда или реформирование рабочего места и увольнение);
- а также психологические методы управления (беседа, внушение, похвала, обмен опытом и др.).
В обоих случаях психология управления призвана облегчить взаимодействие между людьми. Ключевым показателем сплочения того или иного коллектива является наличие сотрудничества между всеми его звеньями.
С помощью навыков сотрудничества, включающиеся в себя кооперацию, интеграцию, партнерство, сохранение и качество координатор стремится добиться наилучшего климата в коллективе.
Цель управления, как процесса
Конечной целью управленческого процесса должны стать высокие показатели трудоспособности и производительности труда, что подразумевает под собой увеличение прибыли, объема изготовляемой продукции (услуг) при сохранении их соответствующего качества.
Да, не все так просто с наемными работниками, руководить и управлять — еще учиться надо! И психология здесь стоит не на последнем месте.
Управлять персоналом правильно и разумно трудно, тут особый талант нужен, а этому практически никто не учит. Так что управление по сути стихийное в большинстве организаций. Или царит сплошной авторитаризм и диктатура.