Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Психософия (психо-йога) — типология, расстановка ценностей

психософия ил психо-йогаМногое в этом мире упорядоченно, ещё большее люди стремятся упорядочить. Что уж тут поделать, так им легче понимать окружающую действительность. И одним из главных её элементов является своя и чужая психика. Её надо как-то понять… Для этого создаются системы и типологии совместимости людей. Приведу пока пример одной из них – Психософии, Психо-Йоги.

Расстановка ценностей в Психософии

Система эта опирается на расстановку ценностей в приоритете личности. Основных ценностей психософии четыре это: Воля (дух), Логика (разум), Эмоция (душа) и Физика (тело). В зависимости от того, что для человека наиболее важно, вырисовывается его психологический портрет.

Те, кто умеет быстро считать, уже поняли, что, имея четыре ценности – получится двадцать четыре варианта их расположения относительно друг друга. Все эти 24 варианта расписал в своей книге, «Синтаксис Любви», создатель типологии – Афанасьев.

Расписал достаточно неплохо, хоть и пристрастно. По его мнению, вышло, что бывает хорошая и плохая расстановка приоритетов. Были типы, которые Афанасьев счёл по той или иной причине недостойными, а то и опасными. Ну что ж, «жираф большой, ему видней»! Но мы всё же попробуем разобраться чуть более объективно.

Логика, Физика, Воля, Эмоция

Для начала разберём, что вообще представляют собой все эти Логики, Физики, Воли, Эмоции. А-то начнётся у нас путаница, и объявим мы какую-нибудь Волю – Логикой. Короче говоря, не поняв толком, что есть что, залезем  введенье не той ценности, о которой говорим.

Логика  представляет собой всё то, что находится в юрисдикции одного лишь разума. Это что-то рациональное, упорядоченное, способное к чёткому, а у кого-то и не чёткому, в зависимости от важности этой функции для конкретного человека, формулированию мысли. Она отвечает за смысл и содержание речи, отвечает за идеи. Изъясняться и понимать, что хотят донести до вас окружающие, вы будете с её помощью. Она структурирует и организовывает, уже полученную из мира информацию. Она проводит наблюдение и отмечает несоответствия. Она может систематизировать и обобщать. В её введенье лежит конструктивное. Она способна к дискуссии. И вот с точки зрения того, насколько для Логики каждого отдельного человека это важно, насколько хорошо это получается, насколько это доставляет нам с вами удовольствие, можно судить о месторасположении ценности относительно других.

Физика – есть материальный мир, тело, сенсорная информация. Её положение говорит о том, насколько нам важна материальная реализация: деньги, здоровье, красота, физическая активность в лице того же спорта, ощущения при контактах с миром. Можем ли мы, в случае чего, этим всем поступиться, отказаться от этого, или для нас Физика — первое дело (давайте обойдёмся без чего другого!)?

Воля – сила духа, цель и её достижение. Именно её мы задействуем при выборе на перекрёстках судьбы. Именно её расположение указывает на самодостаточность и самоконтроль личности. Она определяет справедливость и долю ответственности, которую готов взять на себя человек. Насколько для личности важен статус, свой авторитет и вопрос влияния тоже определяет положение Воли.

И наконец, Эмоция. Способны ли вы точно понять свои ощущения? Возбуждены ли вы? Расслаблены? Что вы чувствуете? Любите ли вы? Ненавидите? Понимаете ли, что такое дружба и способны ли вы на такое отношение? Как легко оно вам даётся? Нужно ли оно вам? Не боитесь ли вы его? Насколько хорошо вы разбираетесь в межличностных отношениях? Понимаете ли, какие эмоции родственны, и какие могут сопутствовать друг друга, а какие способны перетечь и видоизмениться, став чем-то иным. Насколько легко вам общаться? Нужен ли вам эмоциональный собеседник? Любите ли вы выступать публично?  Понимаете ли, что есть мораль? Как относитесь к искусству? Верите ли вы Бога и потусторонние силы?

Расположение ценностей в системе психософии

Теперь поговорим о том, что означает расположение ценности. Как ведёт себя Первая, Вторая, Третья и Четвёртая функция.

психософия, расположение ценностей

1 Функция самодостаточна и эгоистична в своём знании, Афанасьев утверждает, что она является даром самому себе. Она существует только для себя. Все её проявления со стороны выглядят несколько гипертрофированно. Это то, что существует с избытком. И именно потому есть определённая потребность время от времени куда-то этот избыток девать. Выплёскивает его 1 функция в окружающий мир, однако ей не важен сопроцесс, и  общение с ней становится для окружающих подобно тем объедкам с барского стола. Которые вы мало того, что вы обязаны принять, так должны ещё и слёзно благодарить её за то, что она сподобилась до вас сирых и убогих снизойти. Это тот случай ощущения полного превосходства над остальными, когда вы  на её территории и она лучше вас при любых раскладах.

2 Функция существует как для себя, так и для людей. Работа по ней ведётся постоянно, непрерывно совершенствуя любой достигнутый результат. 2 Функция развита в личности очень гармонично. Энергии на неё выделяется в самый раз, и потому окружающим она кажется даром небес, контакт с ней наиболее комфортен. Общение проистекает на одном уровне. Она готова выслушать вас и сама не откажется поделиться имеющейся информацией и наработками. Она наиболее либеральна и демократична. Ей важен непрерывный процесс и контакт с миром. Она готова его учить и учиться у него. Эта функция – дар миру.

3 Функция – эта такая гадость, засевшая в каждом человеке, что не просто отравляет ему всё его существование, а подчас ещё и начинает подрывать основу личности (если третьей является Воля, дело может обстоять и так). Эта функция – больная тема, место наибольшей неуверенности. Мы чего-то по ней хотим, но вот как этого достичь, правомочно ли сие желание и действительно ли мы этого хотим, мы не знаем. Зато неуверенность по этой функции подталкивает нас к саморазвитию. Хочется меньше сомневаться, хочется больше собой по ней гордиться, хочется быть признанным по ней. В идеале прогресс по этой функции станет полной самореализацией.

4 функция – что-то, значение чего настолько нивелировано, что когда оно есть хорошо, ну, а, если нет, то тоже не беда. 4 Функция не критична, сама делает мало и, в принципе, «сожрёт» любой предложенный ей извне продукт, да ещё и поблагодарит, что вы сняли с неё ответственность за решение проблемы. Сама, без помощи извне, она что-то делает, но вот что она делает, даже она толком не знает. Её главная отличительная черта способность подстраиваться под любые условия, если они не противоречат вышестоящим ценностям, и чтить устав любого монастыря.

Основные блоки функций/ценностей:

В первую очередь, конечно, это Высокий и Низкий блок.

Соответственно, Высокий блок – это Первая и Вторая функция. Блок этот всегда уверен в правомочности своих желаний и действий, его сложно заставить сомневаться в себе. Он работает эффективно и постоянно. Блок наиболее устойчив в своём положении.

Низкий же -это Третья и Четвёртая функция. С ним всё обстоит с точностью до наоборот. По этому блоку есть сомнения, следовательно, работа не эффективна, не уверенна и не устойчива.

Так же существует Потребностный и Инструментальный блок.

Потребностный включает в себя Первую с Третьей функции. Он определяет ведущие потребности и желания личности. Желание Первой открыто и уверенно, тогда как желание Третьей скованно и скрыто.

Инструментальный – Вторая и Четвёртая. Это блок, на который возлагается основная нагрузка реализации тех желаний, что возымеют Первая с Третьей.

Так же следует оговорить ещё один момент…

Функции бывают результативные и процессионные.

Первая, что думаю ясно ещё из названия, настроена на результат своей деятельности. Для первой чётко оговорённый собой результат. Ей нужно это? так иначе её не устроит. Может, конечно, вдруг начаться какая-нибудь «выборочная брезгливость» на тему — это не совсем то, чего я желал, но в подобном случае единичка в состоянии объяснить чего же он таки хочет. Подобный вопрос можно задать даже в лоб: особых обид тут не будет. Ведь всё-таки, по этой функции мы имеем чёткое знание того, чего именно нам надо.

Четвёрочка же, в принципе, не особо брезглива, однако у неё тоже существует черта, перешагивать которую она не намерена, но даже её по требованию вышестоящих функций она со скрипом, кривя душой, но перешагнёт. Правда и события для этого нужны экстраординарные, потому как определённый шаблон поведения, усвоенный благодаря другим людям, она уже приобрести успела.

Процессионные функции работают иначе. Тут не столько нужен результат, сколько имеется интерес к самому процессу. Что происходит? Почему именно так? Как видоизменить, можно ли и уместно ли его видоизменять, процесс, то бишь. Процессионная в отличие от результативной может с лёгкостью найти замену утраченному, тогда как результативной функции подобное покажется, по меньшей мере, предательством самого себя. Я что не знаю, чего мне надо?!

Вторая и третья функция имеют ценность именно за счёт своей продолжительности и нескончаемости. У них цели нет, они могут, смеясь, идти в никуда, получая нескончаемое удовольствие от самого движения, плевать в каком направлении. Они ловят кайф с самого процесса. Предложенный результат их может совершенно не вдохновить.

Засим спешу откланяться, чтоб не перегружать бедные мозги читателей слишком большими объёмами новой информации по психософии. А-то дойдём до описания 1 Логик, 4 Эмоций и мозги сварятся вкрутую, заставив лень проговорить: «А нафиг оно мне надо!».

Cederus

4 идей о “Психософия (психо-йога) — типология, расстановка ценностей

  1. Lara

    Интересная тема, и языком вы, автор, владеете, я в принципе увлекаюсь психософией и читала немало, то такй слог встечается впервые. Хотелось бы узнать по этой теме побольше из ваших уст.

  2. Олька

    А продолжение по психософии будет? ведь каждый на все эти типы смотрит своими глазами…

  3. Robert

    Что-то очень запутанная теория этой психософии, еле до конца прочел. Поменьше воды, автор!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

___________________________________________________________________
WordPress: 9.41MB | MySQL:57 | 0,126sec