Существует такое понятие, как архетип, что с греческого переводится как первообраз. Разработано понятие Карлом Юнгом. Давайте же его разберём и постараемся понять, что в него вложено великим психологом. В первую очередь архетип это – воспоминание или же идея, что врожденна. Всё это в обязательном порядке предрасполагает людей действовать, говорить и вообще вести себя определённым образом.
Реакция на события в нём, в архетипе, тоже предопределена. А, в общем и целом, по Юнгу архетип – это первичный процесс психических образов, что заключён в коллективном бессознательном.
В великом множестве архетипов – Юнг считал, что их количество не следует ограничивать – существует четыре главных и восемь основных, описанных ещё им самим – это мать, божество Солнца, смерть, мудрец, герой, ребёнок, плут и Бог.
Так же следует отметить, что архетипы способны создавать восхитительные в своём своеобразии замесы в человеческой личности, а, значит, они прекрасно сочетаемы.
Итак, приступим к описанию теории. И начнём мы, пожалуй, с самости.
- Самость есть архетип, представляющий собой объединенное бессознательное и сознательное начало человеческой личности. Формируется самость под влиянием процесса индивидуации, в котором объединяются все аспекты человеческого «Я». В завершении этого процесса достигается гармония, целостность и единство. Юнг полагал, что развитие самости – основная цель жизни.
Но необходимо сознавать, что архетип самости не способен реализоваться, пока вся душа человека не объединена, а, следовательно, все аспекты души как сознательные, так и бессознательные не приведены в состояние гармонии. Изображается самость чаще всего, как мандала, круг или же квадрат.
Следующей у нас выступает Тень.
- С точки зрения коллективного бессознательного Тень – это инстинкт и потаённая природа человека, почти не изменившаяся с тех времён, когда человек впервые себя осознал. Тень невозможно абсолютно подавить воспитанием и во многом она несёт в себе отпечаток детства, когда деяния наши излишне прямолинейны и импульсивны.
Самый знаменитый символ Тени – Дьявол, как властитель чего-то скрытого, потаённого, а так же подземного, невидимого мира. Воспринимается он, конечно же, как наиболее яркий образ коллективного бессознательного.
Для наиболее значимого отражения Тени Юнг использует образы обманщиков-трюкачей. Что щеголяют своими наихудшими качествами. Да к тому же они зачастую выдают себя за тех, кем не являются.
Для начала нам следует рассмотреть Тень, как нечто потаённое, а потому и наиболее грозное и страшное в человеке.
Тень в большинстве случаев выступает, как подсознательные желания, не находящие ничего общего с общественной моралью. Это – самый низкий уровень сознания по отношению к современности.
Человек понимает, что этот чуждый ему индивид, что живет в нем самом, существует и проявляется тогда, когда, войдя в раж уже не остановиться. Однако потом зачастую он оправдывает себя, что это не он, он был таков лишь под влиянием момента. И, вообще, что-то на него сегодня нашло эдакое.
Нашедший на него влиятельный момент – не что иное, как тень – слабоосознаваемая часть личности, сохранившаяся ещё с первобытных времён и включающая в себя всё животное начало человека. Он — своеобразная тёмная сторона психики, олицетворяющая хаос, дикость и неизвестность.
- Перейдём к следующему архетипу, а им у нас является персона. Именно он имеет наибольшую власть над сознанием человека. Однако в то же время он подобен маске, что актёр древнегреческого театра приложил к своему лицу. Общество ожидает от человека определённого поведения, что способствует формированию коллективных образов.
Но мы совершим непоправимую ошибку, начав воспринимать кого-либо через призму этого образа. Разумеется, люди выбирают себе роли по вкусу и с этой точки зрения персона – часть человека, но никогда не весь человек.
Персона, безусловно, нужна. И тому, кто не видит смысла работать над её развитием, сложно социализироваться, ведь его поведение нередко вызывающе, а то и попросту оскорбительно. Однако, несмотря на удобство сей маски, она вполне способна затмить всю остальную личность, замыкая человека в одну лишь социальную роль.
- Мы подходим к окончанию нашего рассказа, и потому рассмотрим Аниму и Анимус… Если подходить к делу из предположения о том, что все люди андрогинны, то Анима представляет собой бессознательные женские задатки в мужчине, а Анимус мужские – в женщине.
Эти архетипы с точки зрения биологии объясняются тем, что в организмах людей вырабатываются оба типа гормонов как мужские, так и женские. Эволюция сего архетипа основывается на представлении о противоположном поле и опыте взаимодействия с ним.
В процессе совместной жизни многие мужчины приобрели женские черты, а женщины – мужские. При неразвитости противоположного начала в человеке может возникнуть однобокий личностный рост и неправильное функционирование.
Полезная информация, я люблю научно-популярную психологию. В интернете проще пишут, чем у того же Юнга!
Старая теория Юнга, но верная, спасибо, что напомнили.
Страшна ли Тень по Юнгу или это лишь оборотная сторона твоего же Я….