Артикуляционная гимнастика для детей — тема на сегодня нашего разговора о развитии речи ребенка. Какого родителя не волнует, как понимают его малыша…
Нужность артикуляционной гимнастики для развития речи ребенка
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Первые слова ребенка для родителей, близких людей всегда являются большой радостью, пронимая и умиляя своим бессвязным лепетом. Но рано или поздно у родителей появляется желание научить ребенка говорить красиво и правильно.
Дело в том, что многие дети уже с раннего возраста страдают рядом комплексов из-за нарушений речевого аппарата, так как ловят на себе насмешки сверстников, понимая, что их особенность речи не является нормой. Если этот процесс запустить, не исключено развитие логоневроза.
Гимнастика по усовершенствованию правильности произношения звуков полезна даже тем детям, у которых нет явных признаков отхождения от нормы в процессе выговаривания, а лишь присутствует некая вялость произношения.
Специально для этого существует отдельная область профессиональных знаний, направленных на изучение причин нарушения правильности речи и ее непосредственную корректировку.
Именно специалисты этой области знания, а в частности логопеды, способны быстро и качественно сделать речевой аппарат ребенка послушным, укрепив мышцы артикуляции и выработав правильный поток воздуха, благодаря которому образуются звуки.
Причины нарушений артикуляции у детей
Причины появления нарушений в речи ребенка могут быть абсолютно разными.
К ним относят наследственные факторы, нарушение слуха у ребенка, подражание неправильному произношению звуков в близком окружении, педагогическая неразвитость или запущенность ребенка, практикование нескольких языков в семье.
Процесс разрабатывания речевого аппарата и искоренения нарушений в речи называется артикуляционной гимнастикой.
По словам специалистов, чем раньше начать данную работу с ребенком, имеющим дефекты в речи, тем лучше и качественнее будет конечный результат.
Правила проведения артикуляционной гимнастики с ребенком
Изначально, только приступая к процессу коррекции речи ребенка, стоит обратить внимание на соблюдение некоторых правил построения работы:
- на начальных этапах ребенок повторяет исключительно действия взрослого, поэтому второй должен выполнять их как можно медленней и четче;
- занимаясь, ребенок часто должен проговаривать упражнения перед зеркалом для зрительного запоминания, что даст двойной эффект;
- чтобы вызвать интерес ребенка к занятиям и мотивацию говорить правильно стоит проводить занятия в игровой форме;
- между процедурами корректирования речи не должно быть больших перерывов, занятия следует проводить ежедневно;
- не следует наказывать ребенка за отсутствие прогресса в исправлении звуков.
Одним из подвидов артикуляционной гимнастики, которую можно выполнять даже с мамой, являются мимические и языковые упражнения.
Они направленны на тренировку губ, щек, челюстей, языка. Как показывает практика, именно эти упражнения дают значительный результат в борьбе с шепелявостью, свистом, картавостью.
Часто бывает так, что лицевые и языковые мышцы ребенка недостаточно подвижны, или, наоборот, чрезмерно напряжены. Нетрудно догадаться, что при таком положении дел правильного произношения не добиться.
Стоит понимать, что существует ряд упражнений, который усваивается легко, и есть упражнения, требующие неоднократной отработки, то есть тяжело поддающиеся произношению ребенка. Всё это указывает на то, что перед непосредственной коррекцией неправильного произношения следует размять мышцы и сделать пару мимических упражнений, которые облегчат процесс коррекции.
Артикуляционная разминка
К разминке перед комплексом гимнастики для развития артикуляции можно отнести:
- широкую улыбку;
- вытягивание губ в трубочку;
- сжимание и разжимание челюстей и губ;
- вдыхание и выдыхание воздуха;
- надувание и растягивание щек;
- челюстное движение.
Мимическую и языковую гимнастику условно можно разделить на активную и пассивную.
Активная представляет собой самостоятельное выполнение упражнений ребенком, пассивная же производится при помощи взрослого.
Комплекс артикуляционной гимнастики
Всю коррекционную работу артикуляционного аппарата можно подразделить на несколько блоков: отработка свистящих, шипящих и звуков «р», «л».
Тренировка свистящих
Становление произношения свистящих в норме должно произойти к 4 – 4,5 годам.
Однако практика показывает, что большое количество дошкольников не имеет навыков правильного произношения ряда этих звуков. Для этого целесообразно использовать комплекс действий, улучшающих и регулирующих постановку звуков.
Упражнение направленны на правильное произношение звуков «з», «с», «ц».
Все упражнения выполняются не более 7 секунд, с повторением в 5-7 раз.
- Упражнение «Улыбка».
Держа голову прямо, ребенок улыбается, не прикрывая губами зубы. Челюсти при этом сжаты.
- Упражнение «Слоник».
Выдвинув вперед подбородок, губы сжаты в трубочку. Челюсти сжаты.
- Упражнение «Часики».
Широко раскрыв рот, оголив зубы, по часовой стрелке двигаться языком по зубам с внутренней стороны. Повторить действия против часовой стрелки.
- Упражнение «Лопатка».
Рот широко открыт. Язык в расслабленном состоянии лежит на нижней губе.
- Упражнение « Силач».
Рот широко открыт. Язык упирается во внутреннюю часть нижних зубов.
Целью данных тренировок является вырабатывание умений держать язык в напряженном и расслабленном состояниях, разработать языковую мышцу, удерживать язык и челюсть в определенном положении.
Тренировка шипящих
При построении шипящих звуков губы слегка вытягиваются вперед, конец языка вытянут к нёбу, не касаясь его.
Отступление от этого алгоритма действий приводит к нарушениям звукопроизношения.
В отработку шипящих можно включить упражнения по тренировке свистящих. Целесообразно сделать упор на звуки «ш», «ж», «щ». Упражнения выполняются от 5 до 10 секунд, повторяется 3 -4 раза.
- Упражнение «Чашечка».
Рот широко открыт, не прикрывая губами зубы. Язык максимально высовывается перед ртом, его края приподняты, напоминая ложку.
- Упражнение «Грибочек».
Рот широко открыт, зубы не прикрыты губами. Язык прижат к небу, напоминая шляпку гриба.
- Упражнение «Ковер самолет».
Рот слегка приоткрыт. С помощью верхних и нижних зубов нужно попытаться перевернуть язык нижней стороной вверх. Повторить упражнение в другую сторону.
- Упражнение «Шипение кота».
Рот максимально открыт как бы в стороны. Произносится звук «р» без голоса, как бы шёпотом.
Упражнение «Лепешка».
Рот слегка приоткрыт. Края языка касаются уголков рта. Рот открывается, закрывается. Упражнение выполняется с нарастающим темпом.
Целью тренировок является укрепление языковых мышц, растягивание подъязычной уздечки, вырабатывание подъёма и переворачивания языка.
Тренировка, направленная на устранение картавости
Одной из самых сложных работ в артикуляционной гимнастике является устранение дефекта картавости.
Упражнения этой категории должны быть направлены на коррекцию и усовершенствование произношения звуков «р», «л».
- Упражнение «Маляр».
Рот широко раскрыт в улыбке, кончик языка движется от верхних зубов в горловую сторону. Движение происходит вперед, назад.
- Упражнение «Конек».
Рот слегка приоткрыт, цоканье языком происходит то в ускоряющемся, то в замедляющемся темпе.
*****
Артикуляционная гимнастика для детей представляет собой не постоянное повторение однотипных упражнений, а широкий комплекс занятий, направленных на звуковую коррекцию и стабилизацию произношения.
Уже с двухгодовалого возраста малыша можно заниматься этой полезной и крайне обязательной гимнастикой.