Признаюсь, мой собственный опыт общения с детскими психологами был неудачным. Как-то в третьем классе мой старший сын, придя из школы, рассказал, что на одном из уроков по просьбе тетеньки-психолога весь класс рисовал картинки на две темы «Несуществующее животное» и «Я дома».
Рисовали все одновременно, веселясь и сдувая друг у друга идеи и отдельные детали особенно удачных композиций.
Две недели спустя на родительском собрании наша очень хорошая и полная добрых намерений учительница объявила, что перед нами выступит психолог, проводившая психологическое тестирование класса. Не буду утомлять вас пересказом услышанной лекции.
Скажу лишь, что смысл ее, пророческий и мрачный, противоречил всем моим представлениям о назначении школьной психологии. Диагнозы были определенны и окончательны:
- класс сексуально озабочен (все до одного фантастические животные были угрожающе хвостаты и волосаты);
- настроен прагматично и потребительски (в домах, нарисованных детьми, опасно недоставало нежно любимых родственников, а преобладали предметы мебели, игрушки и разнообразные декоративные детали интерьера).
Из объяснений специалиста получалось, что картинки свидетельствовали против детей. Фантазия, откровенность и коллективность творчества сослужили детям плохую службу.
Надо было, видимо, проявить сообразительность и в очередной раз порадовать взрослых сладкой картинкой под названием «Счастливые дети и взрослые дружно держатся за руки».
В качестве психологической помощи нам было предложено поразмышлять на досуге о той печальной участи, которая ожидает нас всех как родителей в самом ближайшем будущем, а также принять решительные и строгие воспитательные меры. Надо сказать, что должный психологический эффект был произведен: родители ужаснулись и притихли.
Впрочем, вскоре оказалось, что неудачный опыт все равно лучше никакого и даже может принести полезные результаты: бурное кулуарное обсуждение результатов теста вылилось в появление четко сформулированных родителями «больных» вопросов к детской психодиагностике:
- какие существуют тесты и в чем цель психодиагностики?
- каких результатов можно ждать от психологических тестов?
- нужен ли психолог в школе, в семье или в независимой консультации?
- чьи интересы он представляет и защищает?
- можно ли ждать от психодиагностов серьезной педагогической поддержки?
- необходимо ли прибегать к их помощи?
Приглашаю обсудить в комментариях, чего ждать родителям от школьного психологического тестирования… И есть ли польза от данной диагностики…