Нестандартная психология для всех
Родители часто задаются вопросом, стоит ли отдавать ребенка в школу в шесть лет? Им кажется, что малыш уже многое умеет, бойко разговаривает, хорошо общается, что еще надо для школы… Но помимо навыков обучения, развития письма и речи, немаловажную роль играет психологическая готовность к школе вашего ребенка.
Взрослые всегда куда-то торопятся. Только дети умеют наслаждаться каждым днём. Они не жалуются на нехватку времени и развлечений. Каждый ребёнок с упоение проживает своё детство.
Особый виток для каждого малыша – это поступление в школу. Ранее беззаботная жизнь становится полна обязанностей.
Внимательные родители могут заметить, что если их сын или дочь умеют читать, писать, считать и, высунув язык, лепить забавных человечков, это ещё не показатель того, что им пора в школу. В этот тонком вопросе стоит отбросить категоричность. «Пойдёт в шесть» — такие слова можно услышать от мам, которые слишком увлечены планированием и отличаются повышенной требовательностью. Приводятся забавные доводы: «Поздно окончит школу, а там в институт пора, а то в армию заберут».
Это всё поправимое далёкое будущее, а сейчас есть малыш, который, возможно, совершенно не готов взрослеть.
Учить ребёнка, как можно раньше – это не плохо. Плохо незрелого шестилетку отправлять в учреждение, программа которого очень далека от потребностей и возможностей такого малыша.
В каждом возрасте человек более восприимчив к одному виду деятельности, чем к другому. В шесть лет подавляющее большинство детей предпочитает играть. Пускай в школу, но именно играть. Для семилетнего ребёнка учиться становится интересно, он начинает ощущать себя учеником, ему нравится брать на себя малую ответственность, подчиняться и показывать результат.
Такой вид деятельности не похож на игру, который самозабвенно занят шестилетка.
Чтобы сделать вывод о том, что ребёнку пора в школу, психологи исследуют три сферы развития: интеллект, эмоциональность и социальные навыки. Родителей же интересует сугубо интеллектуальные возможности дитя. Но если он эмоционально незрел или не в состоянии полноценно контактировать с коллективом, самые широкие знания не помогут ребёнку адаптироваться в школе.
В шесть лет малыш ещё не обладает такой волей, чтобы контролировать себя и не отвлекаться. Он по природе действует непроизвольно, чем возмущает учителей.
Есть простой пример того, как отличается мышление детей семи лет и шести. Простейшая загадка: что тяжелее, килограмм ваты или килограмм железа. Почти все малыши скажут: «Железа». И их не переубедить. Они знают, что железо – тяжело, а вата – легко. Более взрослый ребёнок сможет отбросить эти аргументы и провести анализ. Даже если сразу он даст неправильный ответ, объяснение убедит его.
Шестилетка не умеет абстрагироваться. Он мечтателен. Сюжетом для фантазий может стать любая задачка. А ребёнок в семь лет уже отличает учёбу от развлечений. Он готов к делу.
Отправляя ребёнка в школу, обязательно нужно проконсультироваться с психологом. Ведь можно попробовать учиться, если не получится, детский сад снова примет малыша. Но ему уже будет сложно снова захотеть в школу. Одна неудача может на всю жизнь отбить желание ходить туда. Так что пренебрежение психологической готовностью своего ребенка к обучению в школе может вылиться в дальнейшие проблемы с мотивацией к учебе, а то и вовсе в любой деятельности.
Не стоит пытаться подогнать время. Ведь самое прекрасное, что можно подарить ребёнку, — это беззаботное, красочное детство.
Еще по теме сегодняшнего разговора о готовности ребенка к школе советую прочитать статью Советы родителям будущих первоклассников.
думала старшую дочку в школу отдавать.ей еще семи нет. Но как посотрела на нее. Как она себя в школе вела.когда мы пришли записываться и усомнилась сможет ли и сейчас понимаю что правильно усомнилась — совершенно она не готова и ей мучения будут и учителям.
Моему сыну в сентябре будет шесть лет и девять месяцев, вроде бы уже пора в школу, но я смотрю на него, он такой неусидчивый, много знает, но внимание лишь непроизвольное, на пять-десять минут, при занятиях в садике отвлекается, ему быстро становится неинтересно. Что делать, ума не приложу…
Я понимаю ваши тревоги, вы беспокоитесь не на пустом месте, пока ващ сын действительно не готов к школе психологически, но ведь еще более полугода впереди, бывает дети совершают скачки в развитии, и за пару-тройку месяцев очень меняются.
мой сын пойдет в сентябре в школу в первый класс, ему уже 6 лет 10 месяцев. но я далеко не уверена. что он готов к школе. Очень неусидчивый, капризный, нервный, да и к неврологам мы постоянно ходим. Но, в сентябре ему уже будет 7, получается — надо все идти в школу. Вот я все сомневаюсь….
Ольга, вообще то ребенок может и в семь лет не быть готовым психологически к школе, он просто не справится, попадет в ситуацию, когда с него будут слишком многого требовать и сломается. А если учитывать и медицинскую патологию, я бы рекомендовала его еще годик подержать или в садике или пойти на подготовку к школе. А вас тестировал школьный психолог, когда вы сдавали документы?
Все индивидуально, нет одинаковой готовности у детей, 7 лет только рекомендация.