Что такое мысль
Это нечто эфемерное, ускользающее, непостоянное, не имеющее отношение к физическому миру. А как же тогда всем известное высказывание – «мысль материальна»? Неужели это просто метафора?
Существует несколько аспектов и подходов к этой неоднозначной и загадочной теме. Если отбросить мистику и эзотерику, и проанализировать нашу жизнь, то становится понятно, что зерно истины здесь, безусловно, есть.
Задумайтесь, любому действию человека предшествует мысль, зародившаяся в сознании, любой шедевр искусства был вначале задумкой в голове создателя. Прежде чем построить дом, мы обдумываем, каким он будет – видим его в своем воображении, а затем воплощаем наши идеи в реальности. И вот, через определенный период времени мысль стала материальной, стала частью физического мира.
Что порождает мысли
Откуда берется мысль, каким образом она возникает и где? Сознание — есть порождение мозга или нечто большее? Природа человеческой мысли — это область изысканий ученых, философов, религиозных деятелей.
В науке до недавних пор бытовал механистический подход к строению и функционированию тела человека. В этом случае, мыслительная деятельность – это перемещение электрических импульсов между нейронами и только.
Но, сейчас уже становится понятно, что все гораздо сложней. Представление о человеке как о сумме деталей все больше подвергается критике со стороны ученых. Разум и сознание – это нечто большее, чем порождение мозга.
Каким образом происходит генерация мыслей
Органы чувств воспринимают огромное количество ощущений, но мы концентрируемся лишь на определенных аспектах восприятия, иначе бы возникла информационная перегрузка.
Как мы выбираем то, на чем заострить свое внимание?
Оказывается, для нас важны элементы окружающего мира, несущие эмоциональную окраску. Остальное мы просто отбрасываем.
Наш мозг состоит из двух частей.
- Одна – это древняя лимбическая система, которая осуществляет контроль над органами, основываясь на внутренних ощущениях, отвечает за неосознаваемые процессы (подсознание), сон, формирование мотиваций, эмоций, памяти. Подсознание контролирует 95% функций тела, находясь при этом в сильной корреляции с эмоциями.
Ученые установили, что в среднем мозге человека существует особая группа клеток. В случае, если нас эмоционально зацепила какая-то информация, они выделяют химические вещества медиаторы, вызывающие чувство подъема и желания действовать. Это позволяет нам решать задачи, которые ставит жизнь, а также, например, создавать произведения искусства и т.п.
- А вот новая кора головного мозга отвечает за принятие решений и анализ, осознанное мышление. Что интересно, многие реакции, ощущения, мысли возникают в лимбической системе и их причины остаются не осознанными. А затем разум объясняет для себя их с помощью логики (вторичная рационализация).
Позитивная или негативная направленность мыслей влияет на наше поведение в реальности и здоровье нашего тела. Такие очевидные вещи, как изменение осанки в зависимости от настроения, психосоматические реакции и болезни, эффект плацебо и прочее, хорошо это иллюстрируют.
Получается так, что отфильтровав эмоцию из окружающего мира, мы создаем собственную эмоцию, которая формирует наши мысли, наш организм и как следствие кусочек окружающего мира, в котором мы существуем.
Мы самоорганизующиеся существа. В момент возникновения задачи мы проявляем волю. Чувства на основе эмоций запускают волевые процессы. Они не материальны, но влияют на физический мир.
Мозг контролирует физическое тело. Воля меняет белки в мембранах клеток и происходит действие. Это происходит посредством электронов. То есть мысль воздействует на материю.
Загадочная природа психических процессов
Является ли мыслительная деятельность сугубо внутренней или она выходит за пределы физического тела? Способна ли мысль непосредственно влиять на предметы материального мира? Возможна ли передача мыслей на расстояние, телепатия?
Сейчас разработаны протезы для парализованных людей, управляемые силой мысли. Ученые не совсем понимают природу психики, но научились распознавать некоторые модели реакций в мозге, связанные с четкой мыслью (командой), например, поднять руку.
Контролировать технические устройства силой мысли – прекрасная перспектива и поле деятельности для ученых. Компьютеры и различные гаджеты без клавиатуры и привычных устройств ввода – это возможно следующий шаг, который нас ждет.
Но не стоит обольщаться, что узнав устройство мозга, можно создать искусственное подобие человека. Механистический подход — мозг, как орган генерирующий сознание, подвергается сомнению многими учеными.
Опыты говорят о том, что сознание может существовать вне тела. Известны случаи, когда люди, перенесшие клиническую смерть, сознавали, что вокруг происходит. У них сохранялись когнитивные функции, притом, что мозг не функционировал.
Это говорит о том, что мозг не является сосредоточением сознания в полном смысле. Где оно возникает, если не в теле? Это фундаментальный вопрос.
Ученые, проведя ряд экспериментов, выявили, что сила мысли или концентрированное внимание влияет на окружающих людей. Всем приходилось чувствовать взгляд другого человека спиной. Люди с развитыми экстрасенсорными способностями, не раз участвовали в экспериментах.
Американский парапсихолог Хосе Сильва утверждал, что развить такие способности может каждый человек. Его замечательный метод позволяет улучшить интуицию, память, способность к обучению. Основа данной техники – открыть «окно в лимбическую систему», использовать подсознание себе во благо.
Когда подавляется новая кора, можно вступить в контакт со своим внутренним миром. На этом основан феномен осознанных сновидений. Сны открывают доступ к более глубоким уровням подсознания и самопознанию.
Эмоции, эмоции и еще раз эмоции
Ученые выдвигают удивительное предположение, что мыслительный процесс попросту не возможен без эмоций! Это все меняет! Например, возьмем способность человека к обучению.
Сейчас, уровень знаний о психических процессах, позволяет говорить о том, что необходим совершенно другой подход к обучению и образованию, в отличие от традиционного. Человек легче и быстрее сделает что-то, если испытывает энтузиазм, чем через силу и по необходимости.
Задача современной педагогики создавать для обучающихся именно такие условия. Знания, усвоенные таким образом, остаются с человеком на всю жизнь. Ученые установили, что мы помним всегда то, что было эмоционально окрашено. Зубрежка не приводит к желаемым результатам, информация запоминается лишь на короткий срок.
Многие ученые все больше склоняются к тому, что важнее всего развитие креативности и раскрытие потенциала в обучении, через эмоции, вдохновение, чем принятая в современной системе образования концепция бесстрастного заучивания информации. Такой подход устарел, он имел место, когда количество источников информации было ограничено, и мы недостаточно знали о природе мыслительной деятельности.
Как использовать в обучении
Используя особенности лимбической системы, можно целенаправленно формировать эмоциональные связи между блоками информации. Например, музыка или определенные движения создают положительный настрой с помощью эмоций.
Это надолго фиксирует знания в мозге обучающегося. Музыка вызывает положительные эмоции и влияет на поток мыслей, направляя и успокаивая их. Такой подход используется в обучении, как детей, так и взрослых людей.
Ученые выяснили, что развитие мозга не линейный процесс. В любом возрасте можно увеличить способности к умственной деятельности. Оказывается, ключевым моментом здесь является деятельность, выполняемая с энтузиазмом и воодушевлением.
Ученые выяснили, если то, что мы делаем, является важным именно для нас, то эта деятельность развивает наш мозг. Воодушевление направляет нас!
Чистота мыслей
Ученые приходят к выводу, который издавна проповедуют религии и различные духовные практики. Мысли влияют на других людей и на будущее. Их эмоциональная окраска позитивная или негативная буквально формирует мир вокруг нас.
Всем известны эксперименты японского исследователя Масару Эмото по влиянию информации на воду. Под воздействием негатива из такой воды формируются совершенно уродливые снежинки. Это очень впечатляет, если учесть, что человеческий организм на 50-70 % состоит из воды.
Каждая мысль стремится к воплощению и хорошая, и плохая. Таким образом, мы воздействуем на окружение, а оно на нас. Прежде всего, необходимо убрать потребительское отношение друг к другу, ведь мы частички единой системы.
Чистота помыслов – то к чему необходимо стремиться, ради блага вех нас. Можно приучить себя к ментальной культуре как к культуре речи. Экология мысли закладывает семена добра, формирующие и улучшающие наш общий мир.