Какой родитель откажется от того, чтобы его ненаглядное чадо лучше училось, постигало науки, приносило пятерки, ну, в крайнем случае, четверки? Днем с огнем не сыщешь На любом родительском собрании, любом сборище родителей у школы разговоры основном об успеваемости, кто как учится, что приносит в дневнике… И, естественно, что детям с младых, что называется ногтей, транслируется: «ты должен хорошо учиться», «должен все знать», «должен принести пятерку»… И так, шаг за шагом формируется синдром отличника или отличницы. Чаще, конечно, его заполучают себе в приданое девчонки, молодые девушки, они по определению усидчивее мальчишек, внимательнее к эмоциям родителей, им больше хочется быть самыми-самыми…
Синдром отличницы
Впрочем, это не удивительно, ведь оправдывая ожидания родителя, самого значимого для себя человека, ребенок получает любовь. А это самое главное к его жизни. Конечно, это не желаемая безусловная любовь, когда любят просто потому, что любят. Другая любовь, условная, но на безрыбье и рак рыба. Эту любовь, в данном случае, обусловленную выполнением ожиданий родителя, нужно заслужить! А отличные отметки — лучший и самый проверенный способ!
И девчонки начинают усиленно зубрить, переживать из-за малейших неудач, стремятся сделать все в своей жизни на круглую пятерку. И чем дальше, тем пятерка должна становиться все более идеальной, отличница проверяет и перепроверяет, переписывает странички, она даже может дойти до того, что будет плакать из-за случайной четверки и отчаянно доказывать всем, себе, одноклассникам родителям, что она — лучшая! И не дай бог, чтобы ей кто-то сказал, что это не так, усомнился в ее знаниях, покритиковал ее ответ или выполненное задание…
Это катастрофа, депрессия, полный упадок сил, обиды и разочарования, дело может дойти даже до попытки свести счеты с жизнью.
И может уже забыто, что высокую планку девчонка поставила не сама, а с подачи родителей, но и во взрослом состоянии бывшая отличница все продолжает стараться, становиться на носочки, надрываться на работе ради похвалы, знака одобрения, в семье, ласкового слова. Теперь это ее «пятерки». Я знаю, о чем говорю, сама из этой породы несчастных отличниц, которые не жили в детстве и отрочестве, а только учились, учились, учились… А сейчас жизни не дает тот самый выработанный школе «синдром отличницы«. Только теперь его называют перфекционизм.
Конечно, можно в этом синдроме отличницы или перфекционизме найти что-то положительное, но, в основном, плюсы получают окружающие люди. Для них стараются, их кожи лезут вон, чтобы угодить, беспрекословно переделывают работу. Внутри, конечно, у отличницы и может клокотать буря, но, мы же — воспитанные девочки — отличницы, мы ДОЛЖНЫ держать себя в руках! И держим! А потом жалуемся на неважное здоровье, психосоматические болезни, которые, впрочем, закономерны.
Ну, что тяжела шапка Мономаха, то бишь, жизнь с синдромом отличницы, это уже понятно, а вот что заставляет родителей так настаивать на отличных оценках?
Мотивы родителей
- Ну, во-первых, повышенное беспокойство о финансовом будущем ребенка (в семьях с низких достатком и стремлением выбраться с социального дна, если не своими силами, то хотя бы посредством детей).
- Во-вторых, отличников пытаются воспитать бывшие отличники (ну, тут просто путь по шаблону, но, к сожалению, некоторые родители не знают сами другого пути)
- В, третьих, отличники могут вырасти в проблемных семьях, в которых нет безопасности и хоть какого-нибудь постоянства, дети сами стремятся взять свою жизнь под контроль. Внешние факторы, такие как порядок, хорошая учеба, помогают справиться с чувством беспомощности и неуверенности.
- Собственная нереализованность родителей, как в карьере, успехе, творчестве, личной жизни. Родитель хочет «переделать все» уже в жизни ребенка и все-таки воплотить собственные мечты. «Пусть хоть мой ребенок чего-нибудь добьется» — говорят они, но, мечты самого ребенка часто в расчет не принимаются, особенно, если они далеко отходят от стандартов благополучия.
Как же избавиться от синдрома отличницы?
Ну, тут как в анекдоте о еврее, два пути:
- Естественный, когда человек долго и трудно избавляется сам от этого комплекса, синдрома отличника или отличницы, в основном, в столкновении с житейскими трудностями и личностными проблемами. Обломами и кризисами. Процесс проходит стихийно, может надолго застревать, обрастать другими страхами и комплексами.
- Обратиться к психологу. Впрочем, с этим у бывших отличников и отличниц тоже возникают проблемы, мы, как самые совершенства, все делаем самостоятельно и ни к кому не обращаемся за помощью, да?
Самостоятельная работа отличника или отличницы
- Осознать текущий расклад дел.
- Попытаться научиться расставлять приоритеты, делим цели на главные и второстепенные и обращаемся с ними соответственно. Что-то может и подождать.
- Учимся умению расслабляться и снимать стресс (вы же не хотите загнать себя полностью?)
- Ни сравниваем себя ни с кем, кто лучше, кто хуже, вы уникальны, не перестаю это повторять. А стремление к идеалу настолько бесконечно, что всю жизнь можно спустить на бесконечную погоню за призраками.
- Не забываем хвалить себя, ведь это именно то, чего ждет исстрадавшаяся душа отличника. Не будем ставить себя в зависимость от других, и сами прекрасно справимся.
- Найти занятия для удовольствия, УДОВОЛЬСТВИЯ, а не получения отличных результатов, одобрения и хвалебных од. Тут не важна полезность и одобряемость дела, важно, чтобы вы хотели это делать . Ну, для примера, сочинение стихов, рисование для себя, прогулки с шуршанием листиков, катание на качелях, легкие книги, расслабляющая ванна…
- Прощение родителей, они явно не нарочно взрастили из вас отличника или отличницу. Если не проработать этот вопрос, то именно в общении с родителями, будет все время возвращаться этот комплекс отличника, вам будет стыдно признаться, что вы не настолько хороши, как хотелось бы казаться.
- Признание своей не идеальности, на самом деле, это не так страшно, нет на свете людей, никогда и не при каких обстоятельствах, не совершающих ошибок.
- Если сделана половина или даже только первый шаг, вы все равно достойны поощрения. Вам, же для себя, любимой или любимого, не жалко, а?
Вот-вот, я пряма та самая отличница! Которую и никто не заставляет, а я все делаю, переделываю, оттачиваю до идеала. И кому это нужно? Для меня только куча потраченного времени, а вперед вырываются те, кто сделает тяп-ляп, но зато быстро.
Я тоже была по детству отличницей, слава богу, что к старшим классам, это состояние прошло. Причем, и в фактическом положении, и в психологическом.
Все практически мысли перфекциониста могу применить к себе. За исключением простят-не простят окружающие…и все в этом духе! Я просто делаю любимую работу,защищаю ее как диплом в универе:))))Всегда стараюсь отстоять свою правоту и у меня есть аргументы! Я это делаю для себя! Никто меня не заставлял! По жизни тьфу-тьфу все ок! Муж горд мной, что я такая! И ребенка, когда он будет, мечтаю воспитать по своему подобию! Главное — чтобы все получилось!
Я тоже страдаю этим, мне пипец как надоело быть самой умной в классе!! Вечно все что-то спрашивают, из за моего класса я не успеваю до конца делать свое задание. Как говорю чтоб замолчали и не мешали, все равно спрашивают. Отличницы не могут спокойно спать! Они должны про что-что вспомнить, встать с кровати , пойти доделать и в итоге не выспаться. ;((((
Отличники — это неизменно отрада родителей, пример для подражания, гордость класса и школы. А вы показали обратную сторону медали, спасибо за это!
Меня мама сделала отличницей, меня эта роль уже порядком тяготит, надоело соответствовать всем ее ожиданиям. Любой мой проступок она мне выговаривает, как буд-то я и ошибиться никогда не могу. Хочется уже уйти куда нибудь и пореже быть дома.