Общение — одна из главных особенностей человека, мало найдется людей, кому бы не требовалась хотя бы маленькая толика внимания, обращенной к тебе речи, да хотя бы раз в год пришедшей открытки. А вербальное общение, как тема нашего сегодняшнего поста, это общение самое простое для нашего менталитета, общение с помощью речи, слов.
Что лежит на поверхности? Наши ошибки. Если у нас неясная запутанная речь, логически не выстроенная или мы склонны ходить по кругу, вновь и вновь повторяясь, то нас просто перестанут слушать, и соответственно, понимать. В лучшем случае внимание слушателя будет рассеянно, и он будет выхватывать из речи лишь куски. Вряд ли с таким отвлечением вы сможете кого-то убедить…
К вербальному общению относим мы и то, что вы сейчас читаете — письменную речь. Правда, она больше монологическая, вещаю сейчас только я, но позже я буду иметь возможность получить ответную реакцию, ответные реплики после опубликования данной статьи, в комментариях. Тогда может возникнуть и диалог — другая разновидность вербального общения.
Диалог, с моей точки зрения, более совершенная форма вербалики, постоянно обмениваясь мнениями, мы на ранних стадиях способны заметить, что мы чего-то не поняли и сообщить об этом собеседнику. И стать более эффективным, как слушателем, так и собеседником.
Что делает вербальное общение эффективным?
- Надо быть по настоящему заинтересованным в общении и не жалеть времени на предварительную подготовку спича. Это позволит говорить не столько много, сколько четко, структурированно и по делу.
- Уважение к собеседнику, обращение личностностное — по имени.
- Комбинировать вербальное общение с невербальным, отзеркаливая мимику, жесты своего визави.
- Постоянно давать собеседнику обратную связь, изредка повторяя слова партнера, в ключевых моментах переспрашивая, правильно ли вы поняли.
- Стиль вашего спича желательно должен соответствовать стилю партнера, его субкультуре.
- Не стоит агрессивно навязывать свое мнение, перебивать, хамить, это явно сыграет против вас.
Если же все же не следовать этим правилам эффективного вербального общения, вполне возможны недопонимание, разочарования, а то и открытые конфликты. Может быть такое и в рамках семьи, и в деловом общении, в бизнесе. Где-то теряются деньги, где-то треплются нервы, но сути этого не меняет, нам надо по-настоящему учиться вербально общаться, понимать других людей, уважать альтернативные мнения. Причем, в независимости от возраста. Это нужно и детям, и молодежи, и старшему поколению.
Если говорить о вербальном общении, то в этом случае важно скорее слушать собеседника, чем говорить самому.
Общение очень разное полезно, и вербальное, и не вербальное. И конечно надо знать, всю эту кухню с общением, психологией людей.
Вербальное общение — верхушка айсберга, а вся важная информация в невербалике!
Слова, то есть вербалика, всегда были основными в общении, на более тонкие сигналы мало кто обращает внимание, не до того всем, это же надо остановиться, присмотреться, кому это надо…
Вербальное общение самое главное, ведь жесты, мимика и прочее — впомогательное. А речь собеседника мы слышим всегда.