Относительно недавно в русскоязычном пространстве появилось активно используемое английское слово «буллинг«(bullying), что означает травлю, запугивание одного человека другим, или несколькими лицами.
Новый термин – не всегда новое явление. И в случае с буллингом, все старо как мир. Кто же не слышал о дедовщине? Каждый хоть раз в жизни сталкивался с подобным – кто-то в качестве свидетеля, а кто-то примерил на себя роль зачинщика или жертвы.
В любом случае, травля всегда воспринималась всего лишь как досадный случай, неприятный эпизод из жизни, но никогда как то, с чем нужно бороться.
Найдутся люди, которые скажут, что факт притеснения или издевательства, имевший место в их жизни когда-то, только закалил их характер, научил выживать.
Кто-то даже благодарит врагов, превративших некогда его жизнь в ад, потому что, желая уйти от травли, он изменил себя и свою жизнь в лучшую сторону: бросил ненавистную работу, нашел себя, поднялся по карьерной лестнице. Ах, если бы всё заканчивалось так благополучно для жертв травли!
Практика показывает,что люди, ставшие жертвами буллинга носят пожизненные шрамы в виде суицидальных мыслей, депрессии, беспокойства и низкой самооценки.
Школа – очень благодатная почва для роста ненавистнических настроений. Система оценок, социальный статус каждого ребенка, отсутствие у детей эмпатических навыков и другие факторы делают очень хрупким атмосферу доброжелательности в классе.
Потенциальные жертвы буллинга
От травли не застрахован никто, но кто же находится в группе риска?
- Тихие, неуверенные в себе дети;
- Дети, по внешним признакам отличающиеся от основной массы. Объект травли, как правило, носит очки, имеет лишний вес, проблемы с речью и успеваемостью или другой физический недостаток;
- Дети, принадлежащие другой этнической расе, имеющие другой цвет кожи и проблемы с языком;
- Успешная учеба, материальный достаток, внешняя привлекательность тоже могут стать поводом для зависти и буллинга;
- Буллинг может начаться с обычного конфликта, который развивается, набирает обороты и влечет за собой психологический террор.
Если потенциальных жертв буллинга можно определить, то образ ребенка , устраивающего травлю, размыт.
Дело в том, что нет ни одного стереотипного хулигана. У них разные стили поведения и методы травли. Какими бы не были дети непосредственными в своей жестокости, в цепочке виноватых первое место занимают взрослые – родители и школа, взявшие на себя ответственность за их воспитание.
Причины возникновения травли
Если в семье авторитарные родители и практикуется насилие и запугивание, то и ребенок выберет себе такой путь для решения своих проблем.
Если в семье нет насилия, но родители не толерантны, позволяют себе некорректные высказывания в адрес других людей, то и ребенок может может быть охвачен ненавистью, например, к бедным, мигрантам и т.д.
Когда ребенок увлечен компьютерными играми или фильмами, где главный герой всемогущ и держит всех в страхе, то у него может появиться желание подражать такому персонажу.
Учитель тоже может стать причиной начала травли. Грубые и хамские высказывания в адрес конкретного ребенка может подстегнуть других детей вести себя так же по отношению к нему. Такое не исключено в начальной школе, где авторитет учителя высок.
Что называется травлей, буллингом
- Физическая агрессия: нанесение побоев, порча имущества ребенка;
- Словесная агрессия, коверкание имени ребенка, придумывание кличек, нецензурная брань в адрес объекта травли.
- Превращение ребенка в изгоя, полное игнорирование со стороны остальных детей, дающих понять, что его для них не существует. Жертву просто обрекают на одиночество.
- Распространение слухов, сплетен, ложной информации.
- Еще один вид буллинга – виртуальная агрессия. Оскорбительные сообщения, распространение фотографий и т.д.
Детский буллинг долгое время остается незамеченным – дети скрытны по своей природе. Но чуткие родители догадаются о проблемах ребенка, если обратят внимание на некоторые характерные признаки.
- Ребенка не узнать — он грустный и задумчивый.
- «Теряет» вещи, деньги.
- Не общается с одноклассниками вне школы.
- Старшие замыкаются в себе, а младшие наоборот, большую часть времени хотят находиться со взрослыми.
- Синяки, ссадины, царапины, порванная одежда — тоже тревожные намёки на неприятную ситуацию.
- Ребенок притворяется больным, чтобы не ходить в школу.
Что делать, если подтвердились опасения
Если факт буллинга обнаружен, немедленно нужно начать действовать, а не пускать события на самотек, надеясь, что всё утрясётся.
Молчание еще больше развяжет руки хулиганам, вседозволенность вскружит им голову и это создаст опасность для жизни ребенка.
Начавшийся буллинг может принять более изощренные формы. Не нужно звонить родителям обидчика и устраивать скандал – это ни к чему хорошему не приведет.
Еще одна ошибка – контакт с самим обидчиком с целью поговорить и усовестить его. Конечно, ничего в этом плохого нет, если разговор ведется в мягком и адекватном тоне, без угроз и давления, но всё же делать этого не стоит.
Итак, первый шаг – это обращение к классному руководителю. Именно он ответственен за создание здорового климата в классе. Вместе с ним разработать план и стратегию по прекращения травли.
Если по каким-то причинам обращение к нему не помогло, то надо привлечь к решению проблемы завуча по воспитательной работе, директора, школьного психолога.
Ну, а если школа совсем бессильна, то тут должны вмешаться РОНО или городское управление образования – только уже не в конкретную ситуацию, а в работу школьного руководства, оказавшемуся не в состоянии предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
Никогда не поздно измениться
После установления факта буллинга школа должна поговорить с родителями агрессора и обязательно предоставить помощь психолога. Общественный резонанс может только успокоить его на время, но после он найдет себе другую жертву.
Да, детская травля очень жестокая, а детская психика неустойчивая и восприимчивая. Но хорошо, что дети есть дети, и на них еще можно повлиять.
Умелый психолог способен коренным образом изменить ситуацию, найти подход к душе ребенка, создать с ним контакт, разрешить его внутренний конфликт, от которого страдает в первую очередь он сам.
Ведь любой трудный ребенок, хулиган – беззащитен. Зачастую агрессивное поведение – его способ защититься, обрести спокойствие.
Помощь нужна и жертве буллинга. Очень сложно «вымывать» случившееся из сознания ребенка. Поэтому лучше заниматься профилактикой,чем лечением.
Воспитывать в ребенке смелость, уверенность, чаще хвалить, повышать его самооценку. Ведь, как он будет относиться к себе, так к нему будут относиться и окружающие. Нужно с ним общаться, разговаривать, просить совета в каких-то делах и поступить так, как он посоветовал.
Он должен в родителях видеть опору, поддержку, друга, а не вечно злых взрослых, которые его кормят и одевают. Ведь скрытность чаще всего идет от недоверия. Он знает, что даже если расскажет родителям о травле, то не найдет поддержку, а будет еще больше унижен словами «Слабак!», «Разберись сам!», «Дай сдачи!»
Никто не заслуживает быть униженным. Каждый ребенок имеет право расти и учиться в безопасной и комфортной обстановке. Насилие порождает насилие. Так было и будет.
Последствия буллинга в реальной жизни
Российская криминалистика знает случай, когда маньяк, убивший 5 женщин, был в школе объектом насмешек, что, кстати, тоже один из видов буллинга.
И это был тот случай, когда школьная травля непосредственно была связана с его преступлениями. Он рос болезненным ребенком и в холодное время года бабушка заставляла 10-11-летнего мальчика носить под брюками колготки. Этот факт стал поводом жестокой травли в школе.
Позже, выросший в благополучной семье и уже работающий в органах внутренних дел молодой человек стал убийцей женщин. Он со своими жертвами обращался так же, как и жестокие одноклассники с ним много лет назад.
Этот случай лишний раз доказывает опасность такого явления, как буллинг. И это не обычный конфликт, когда силы в общем-то равны. Буллинг предполагает именно дисбаланс власти. Поэтому с ним надо бороться и пресекать любые попытки унижения человеческого достоинства.
Самое интересное, что сейчас травят всех, кто чуть-чуть отличается от остальных. Больше знает, больше умеет, что-то лучше получается. Все становится причиной насмешек и впоследствии травли. Благодаря этому ребята сбиваются в группы и всячески стараются не выделяться, быть «как все». Куда заведет ребят эта ситуация в школе?