Нестандартная психология для всех
Клиповое мышление: возможность опознать лишь фрагменты реальности или новая норма? Взгляд на проблему особо остро вставшую для современного обучения детей.
Клиповое мышление — один из самых обсуждаемых феноменов цифровой эпохи. По наблюдениям клинических психологов это явление видоизменяет восприятие информации, переводит коммуникацию на иной зачастую более поверхностный уровень (современные дети нередко с самых ранних лет начинают общаться мемами). Все эти факторы в совокупности формируют совсем другого склада личность. Не даром считается, что общественное бытие, среда, сверстники, школа, полученная в ранние годы информация создает сознание нового человека.
Разберёмся, что скрывается за этим термином, как распознать его признаки, и почему важно найти баланс между его преимуществами и рисками.
Клиповое мышление — это способ обработки информации, при котором человек воспринимает данные фрагментарно, через короткие яркие образы, быстро переключаясь между темами без глубокого длительного анализа.
Введён в 1980-х социологом Элвином Тоффлером как характеристика «клиповой культуры», где информация подаётся в формате отрывочных видеороликов и ярких запоминающихся образов.
В России термин популяризировал философ Фёдор Гиренок, связав его с переходной ступенью от понятийного к образному мышлению.
Клиповое мышление присуще поколению Z (люди, которые родились с конца 1990-х до начала 2010-х годов)
По данным исследований и наблюдений, для клипового сознания характерны:
Пример из практики: подросток 14 лет жалуется на невозможность читать книги. «После двух страниц начинаю зевать, мысли улетают. Зато могу часами листать TikTok» — парень перечислил типичные симптомы клипового восприятия.
Несмотря на критику, этот тип мышления имеет эволюционные преимущества…
Благодаря клиповому мышлению снижаются способности к анализу, хуже обстоят дела с критическим мышлением и рефлексией своего собственного поведения.
Как пример можно привести: выпускников школ, которые запоминают тезисы для ЕГЭ, но не понимают предмет. Они натасканы на сам формат экзамена, за который нужно получить бал, но задай им более нестандартный вопрос по заданной теме, выясниться, что мыслят они лишь от сих до сих. Самостоятельно уловить принцип решения разноплановых задач из пройденного материала они не в силах. Им известен лишь шаблон ЕГЭ. Аналогичные задания, выстроенные иначе, ими осиливаются плохо.
Постоянная стимуляция радости посредством призов от мозга в виде дофамина за счет «лайков», а так же короткие ролики ведут в последствии к хронической усталости. Мозг сам собой считает, что за день успел завершить громадное количество дел. Чтобы примерно представить их подсчет мозгом,нужно посчитать количество просмотренных клипов и лайков на фотографии, посты и истории ребенка.
Дети с клиповым мышлением хуже усваивают школьную программу, рассчитанную на линейное восприятие. Она длинная муторная, мало перерывов, нельзя, если заскучал врубить другой урок, а то и заняться чем-то более интересным.
Поверхностное общение в мессенджерах заменяет глубокий эмоциональный контакт. При таком виде взаимодействий устанавливается очень далекая дистанция между друзьями, которые к тому же формально всегда на связи.
Споры среди учёных об этой эволюции сознания никак не утихают.
Сторонники его наличия считают, что феномен отражает адаптацию мозга к цифровой среде.
Скептики же приводят в защиту своей позиции такой аргумент: термин не имеет нейробиологического обоснования и существует только в русскоязычном пространстве. А раз весь остальной мир не столкнулся с этой проблемой настолько, чтобы дать ей определение и не вывел ее на повестку дня.
Тогда получается, что рунет вопит о следствии какой-то другой нерешенной проблемы, к примеру в области воспитания. И тогда уже для абстрагирования от причины русскоязычным психологам приходится работать над выдуманной проблемой, чтобы избавиться от следствия других проблем.
Компромиссное мнение: это не тип мышления, а стиль обработки информации, который поддается коррекции.
1. Цифровой детокс. Выделите для ребенка дни без гаджетов. Устройти те же семейные ужины без телефонов.
2. Тренировка внимания. Пусть тот, кто подвержен клиповому мышлению начнет читать книги по 30 минут в день. Начинать следует с малого. К примеру можно взять 10 страниц рассказов или пьес Пушкина.
3. Практика глубокого анализа. Участвуйте с ребенком в дискуссиях, где нужно аргументировать позицию. Их можно начинать после того, как он осилит какую-нибудь книгу. Их все читают по-разному, многие приходят к совершено противоположным выводам. К примеру на той же “Бедной Лизе” Карамзина можно поставить сценку суда над Эрнестом в плане “доведения до суицида”, родители будут судьями, а ребенок адвокатом или прокурором.
4. Осознанное потребление контента. Замените часть шортсов на документальные фильмы или подкасты. Можно так же на доступных видеохостингах подыскивать уроки по программе.
5. Медитация. Научите ребенка упражнениям на концентрацию (например, наблюдение за дыханием). Они в целом помогают «замедлить» мозг.
1. Цифровая среда: сейчас есть поколение людей, которое с раннего детства буквально живут в двух мирах. Один из них наша реальность, другой полностью виртуален. Это все недавние изобретения ученых и потому мы еще не до конца понимаем какие перемены в сознанию будут у того поколения, которое “с рождения” попало цифровую среду.
2. Многозадачность. Людям с клиповым мышлением свойственна многозадачность. Те же короткие видео в тик токе быстро заканчиваются и можно не теряя нить повествования переключаться на любое другое действие, что при просмотре двухчасового фильма нереально.
3. Образование и воспитание. В некоторых случаях, образовательные методы могут также способствовать клиповому мышлению. Например, если обучение основано на запоминании фактов, а не на понимании и анализе.
4. Социальные медиа: социальные сети и мессенджеры часто мешают сосредоточиться на одной задаче, отвлекая внимание на уведомления и новые сообщения. Телефон или планшет подключенный к интернету тут же с радостью расскажет о новых происшествиях в жизни друзей.
1. Могут возникать сложности с обучением. Клиповое мышление может мешать глубокому пониманию. Обучение линейным образом таким детям дается с трудом. Проблема проявляет себя потому, что длительной памятью, после коротких смысловых видео или кратких записей, сложно усвоить большой объем наполненного смыслом текста. Что в свою очередь может привести к трудностям с учебой и некой остановке в развитии.
2. Снижение концентрации внимания. Частая смена задач и отвлечение на короткие порции информации может ухудшить способность к длительному сосредоточению. Оно станет непривычным.
3. Снижение критического мышления. Клиповое мышление может привести к поверхностному анализу информации, без глубокого критического рассмотрения ее. Поскольку проверять каждое короткометражное видео не станет никто, да и времени на это должно уйти немыслимое количество.
4. Ухудшение памяти. Частое переключение между задачами и поверхностное восприятие информации могут негативно сказаться на долгосрочной памяти. Краткосрочная при этом остается в норме.
1. Развивайте способность к глубокому ежедневному чтению.
Выделите время каждый день для чтения книг. Это может быть 20-30 минут в день. Читайте разные жанры и темы, чтобы развивать способность к длительному сосредоточению. По истечению занятия постарайтесь припомнить, о чем именно вы читали в красках и деталях.
Во время чтения делайте заметки, подчеркивайте важные моменты. Это поможет вам лучше понимать и запоминать информацию.
2. Ограничьте использование электронных устройств.
Установите временные рамки для их использования. Определите время, когда вы будете пользоваться электронными устройствами, и старайтесь придерживаться этих рамок. Например, ограничьте время использования социальных сетей или видео-платформ.
Цифровой детокс. Периодически проводите время без электронных устройств. Например, вы можете выбрать один день в неделю, когда вы не будете использовать смартфон или компьютер. На какое интересное занятие вы выделите этот день — решите самостоятельно.
3. Развивайте критическое мышление.
Активно участвуйте в обсуждениях, где вам придется анализировать информацию и выражать свое мнение. Это поможет вам развивать способность к глубокому анализу. Могут помочь даже так называемые срачи в комментариях на глубокие темы.
Критически оценивайте информацию, которую вы получаете. Проверяйте источники, сверяйте данные и не принимайте на веру все, что видите в интернете.
4. Фокусируйтесь на одном задаче.
Монотасковинг: сосредоточьтесь на выполнении одной задачи в один момент времени. Избегайте многозадачности, так как это может ухудшить вашу способность к концентрации внимания на каждом выполняемом действии.
Используйте техники управления временем. Например, техника «помидор» (Pomodoro Technique) может помочь вам сосредоточиться на задаче в течение короткого промежутка времени (например, 25 минут), а затем сделать короткий перерыв (5 минут).
5. Создайте благоприятную среду для полного погружения в работу.
Сократите отвлекающие факторы. Организуйте свое рабочее или учебное пространство так, чтобы минимизировать отвлекающие факторы. Например, уберите со стола все, что может отвлечь вас от работы. Поставьте на беззвучный режим телефон, выключите или снимите смарт-часы. Все остальное уберите по тому же принципу.
Включите в свой процесс обучения интерактивные материалы, такие как образовательные игры или онлайн-курсы, которые требуют активного участия.
6. Развивайте интересы и увлечения.
Найдите свое хобби. Обнаружьте занятия, которые вам действительно интересно и требует глубокого вовлечения, например, рисование, музыка или писательство. Эти увлечения помогут вам развить способность к длительному сосредоточению.
Практикуйтесь регулярно. Выделите время для своих увлечений и ежедневно ими занимайтесь, хотя бы минут 30-15. Это поможет вам улучшить свои навыки и способности к планомерной работе.
7. Найдите вдохновляющий образ и пример по жизни.
Родители и учителя, тренер, кумир из шоу-бизнеса как пример. И те и другие могут стать примером, демонстрируя важность глубокого мышления и сосредоточения. Например, родитель может читать книги, участвовать в обсуждениях и показывать, как важно фокусироваться на одной задаче.
8. Планируйте и организуйте.
Помогите ребенку планировать время. Он должен сам впоследствии научиться правильно им управлять. Для этого к примеру разбивайте большие задачи на более мелкие подзадачи. Это поможет ребенку лучше управлять своим временем и избежать перегрузки.
9.Психологическая поддержка.
Профессиональная помощь. Если вы не сможете сгладить проявление клипового мышления у ребенка обратитесь к специалисту: психологу или психотерапевту. Они могут предложить методы и техники для улучшения концентрации и глубокого мышления.
10.Регулярно проводите саморефлексию.
Периодически проводите время, чтобы проанализировать свои мысли и поведение. Подумайте, не слишком ли вы поверхностны в своих выводах, не скучно ли вам без “ежесекундного” обновления гаджетов, не попадаетесь ли вы слишком часто в ловушки новостных фейков. То есть не требуется ли вам больше времени для глубокого мышления.
Клиповое мышление — это результат современного цифрового мира, оно никуда само по себе не денется и с ним можно либо смириться, либо поставить себе на пользу, не теряя главного в способностях к мышлению. Ведь с помощью вышеуказанных методов вы можете постепенно развить способность к глубокому мышлению и сосредоточению. Это поможет вам в учебе, работе и личной жизни.
Клиповое мышление — дальнейшая эволюция сознания, оно зародилось от того, что уже целое поколение живет не только в реальном, но и виртуальном мире. А любая адаптация человека под окружающую среду или социум — заложена в него изначально. Мы можем только увеличивать плюсы и нивелировать недостатки новых форм сознания. Относитесь к клиповому мышлению, как к вызову современности. Оно учит нас фильтровать информацию, но требует осознанности. С ним очень просто особенно в раннем возрасте потерять способность к глубокому мышлению.
Как писал философ Вильгельм Дильтей: «Человека нельзя объяснить — его можно понять». Понимание своих когнитивных процессов — первый шаг к гармонии в цифровом мире.
Если вы заметили у себя или ребёнка признаки клипового мышления, не спешите паниковать. Обратитесь к психологу, чтобы разработать индивидуальную стратегию адаптации. Иногда даже небольшие изменения в режиме дня творят чудеса.