Письмо представляет собой сложный процесс взаимодействия речи, слуха, зрения и двигательных рефлексов. Когда происходит сбой в этой тесной связи, у младших школьников наблюдается дисграфия – различные частичные нарушения письма.
Признаки дисграфии
Такое явление, как дисграфия, достаточно легко заметить, ведь у детей младшего школьного возраста, страдающих от подобного расстройства, в диктантах всегда слишком большое количество ошибок.
Здесь можно посмотреть о параллельно существующей проблеме — дислексии у младших школьников.
Часто отсутствуют заглавные буквы, не используются знаки препинания, элементы букв могут быть пропущены, а также в словах детали могут не дописываться или же наоборот – приписываться лишние. Буквы в словах могут быть написаны в зеркальном порядке, часто пропускаются какие-то элементы либо же заменяются подобными.
Например, ребенок, страдающий от такого нарушения, часто путает «З» и «Э», а также «Р» и «Ь». У буквы «Ш» может быть лишняя палочка, а у буквы «Щ» — лишний крючок.
Темп самого письма очень медленный, почерк неровный и некрасивый, при плохом настроении он портиться окончательно.
Типы дисграфии — нарушений письма
Существует пять разновидностей дисграфии:
- Когда ребенок не просто пишет звуки неправильно, но также неправильно их и произносит – это артикулярно-акустический тип.
- Ребенком не различаются звуки, которые схожи между собой – акустический тип.
- Нет понимания различий в написании букв – оптическая дисграфия.
- Слова употребляются и склоняются неправильно: «веселая клоун» — аграмматический тип.
- Слоги и буквы в одном слове могут переставляться, просто не дописываться или путаться – свидетельствует о типе дисграфии, в котором присутствует нарушение языкового синтеза и анализа.
Причины дисграфии у младших школьников
Окончательные выводы относительно причин развития подобных отклонений еще не сделаны, и выделяются различные факторы.
- Например, слишком ранний возраст ребенка, который идет в школу. В таком случае не происходит психологическая его подготовка и на подсознательном уровне начинаются проблемы.
- Особое внимание на своих детей стоит обращать родителям, у которых также были или есть проблемы с письмом, ведь дисграфия считается наследственным заболеванием.
- В зоне риска оказываются и те дети, с которыми в детстве общались слишком мало, или те, у которых принято в семье говорить как минимум на двух языках, либо присутствует неправильная речь у родителей.
- Также своей внимание стоит обратить на процесс письма ребенка, если он — левша или же его переучили на правшу,
- если у него нарушения памяти и отклонения, связанные с концентрацией внимания.
О логопеде и упражнениях при дисграфии у младших школьников
Обычно нарушения в функции письма замечают еще в подготовительных дошкольных группах, и в подобных ситуациях требуется немедленное обращение к логопеду. Ни школьные учителя, ни сами родители справиться самостоятельно не сумеют, и могут даже наоборот – навредить ребенку подобной инициативой.
Запрещаются любые попытки научить ребенка различать правильное и неправильное написание, используя тексты с допущенными ошибками. Его визуальное восприятие способно их зафиксировать и повторять в дальнейшем, а также покажут ребенку, что иногда ошибки тоже могут быть полезными и нужными.
Логопедом применяются разнообразные методики, позволяющие продемонстрировать различие между буквами на картинках и магнитной азбуке, отрабатывается произношение, а также улучшается способность к анализу звукобуквенного состава.
Я думал, что детишки просто ленятся и невнимательные, а у них оказывается диагноз — дисграфия. Надо же!
Мой сын стал недописывать каждое слово, раньше писал, как курица лапой, но дописывал, а сейчас. Не знаю ругаться или лечить сына…
Ругаться однозначно не стоит, а так обследовать ребенка у невролога надо обязательно.
Конечно лечить дисграфию, такое даже не обсуждается, вы не думайте, что это все несерьезно, типа, сам справится как-нибудь, сам не справится, мой сын лечился почти 2 года, пока вышел на мало-мальски приемлемый уровень.
Для меня это тоже проблема, вожу дочку к логопеду уже третий месяц, у нее проблемы и с письмом — дисграфия, и с речью, наш специалист говорит, что это все взаимосязано и чаще бывает у тех, у кого минимальная дисфункция мозга.
А я думал, что сын у меня просто лентяй, а оказывается есть реальные причины что он так плохо пишет.