Как известно человек — существо социальное. В своём поведении он копирует общество. Именно оно задаёт рамки. Именно оно говорит, что хорошо, а что — плохо. Проблема в том, что вектора подобных установок могут смотреть в разных направлениях. Тогда происходит внутренний конфликт. И хорошо, если личность, столкнувшаяся с такой проблемой, имеет свои собственные убеждения и своё собственное мировоззрение. Потому как, в противном случае, она рискует перестать быть личностью, став всего лишь попугаем, копирующим окружающих абсолютно бездумно. Это явление, когда человек идет на поводу у группы, изменяет свои убеждения в угоду значимой для него группы, называется конформизм.
Первое столкновение установок происходит в период формирования характера, и потому наиболее опасно. Ребёнок, на которого пока сильное влияние оказывали лишь родители, идёт в школу и, если на первых порах, во время формирования коллектива, её влияние не так уж сильно, то потом… оно начинает возрастать.
Дети из разных семей, с разным воспитанием образуют свою группу, законы в которой не так уж безобидны. А чего ещё ожидать от тех, кого на пять и более часов запирают в каком-то здании и заставляют обучаться? Смысл-то обучения многим не понятен. Так вот, ребятня кучкуется и, взаимодействуя, учиться социально адаптироваться. У неё появляются свои правила, появляется лидер и неизбежно формируется своя система ценностей. Вопрос только в том: какая?
Дети играют в жизнь, в такую, какую наблюдают за взрослыми. Они перенимают, как им кажется, привычные атрибуты взрослой жизни. Проблема в том, что чаще всего этими атрибутами воспринимаются, образно говоря, секс, наркотики и рок-н-рол.
Подростки пускаются во все тяжкие. А запреты родителей лишь нагнетают обстановку, провоцируя вчерашнего дитятю на более активные действия. Предки-то морально устарели — друзьям лучше знать, что нынче в тренде.
Что делать родителям при развитии конформизма у ребенка
Казалось бы, что делать? Разрешить ребёнку гробить себя не позволяет совесть. Запрет же ещё сильнее распалит пламя внутреннего «хочу». И то, и другое не выход. Так что же делать?
Как вариант, можно на чём-то относительно безопасном показать подростку, что ваши прогнозы имеют свойство сбываться. Предсказывайте ребёнку негативные результаты по окончанию дела, и опосля дайте ему шанс полюбоваться на них в живую. Пыл чуть поумерит: ваш ребёнок же не идиот.
Вот только предложенное мною, не очень хорошо с точки зрения того, что не учит мыслить. Используя его, вы предлагаете подростку в плане размышлений полагаться на других, в частности на вас. Курьёз в том, что оставляя право мыслить за кем-то, мы сами себя вверяем этому кому-то в руки. И, если «руки» родителей плохого не посоветуют, то вне стен дома плохие советы могут прямо градом с неба посыпаться. А ребёнок думать своей головой не умеет: с детства не приучен. Может лишь в рот вам заглядывать. И так как вас поблизости нет, то нужно найти другого кому бы заглянуть.
Потому, мой вам совет, развивайте в ребёнке личность, не послушную вам всецело, не бездумно копирующую вначале вас, а потом друзей по школе, а умеющую мыслить самостоятельно.
Да детям очень трудно противостоять группе, на своем сыне заметил, как со мной попрерикаться, так пожалуйста, а друзьям никогда слова поперек не скажет.
Молодым вообще сложно противостоять давлению, это они в семье дюже смелые и заявляют о своей неземной самостоятельности, а как речь заходит о сверстниках, да еще имеющих авторитет в школе, и куда эта вся заявленная самостоятельность сразу девается.
Кроме лиц, одобряющих нормы группы или относящихся к ним конформно, существуют также люди, готовые противостоять давлению группы, их называют нонконформистами.
Повышает риск возможной наркотизации и несформированность умения сопротивляться внешнему давлению, отстаивать собственную точку зрения. Это связано с характерным для подросткового возраста высоким уровнем конформизма. При этом защитные механизмы по отношению к влиянию и манипуляциям у подростков недостаточно сформированы. им легче уступить. чем ответить нет сверстнику или постороннему взрослому.
Быть как все — важно для неуверенного подростка и даже то, что лидеры в его же среде — люди совсем не такие, как все, его не успокаивает.