Нестандартная психология для всех
Ребенок не хочет учить уроки… Дети бывают разные: одни без принуждения берутся за выполнение домашних заданий, а других не заставишь сесть за уроки. И последних гораздо больше. Почему так получается? Педагоги и психологи объясняют это целым рядом причин.
Первая и главная из них: порядок приготовления уроков не организован и не налажен с первых дней учебы. Родителей первоклассников никто не инструктирует, как учить уроки с ребенком. В результате вся семья испытывает стресс, родители напрямую диктуют домашнее задание, а ребенок не вникает в суть. На следующий день все повторяется.
Вовсе не удивительно, что в дальнейшем ребенок не хочет учить уроки – ему это не нравится, непонятно и неинтересно. Он ищет и находит себе другие занятия, родители в гневе, грозят наказанием, школьник начинает запускать все предметы. Учителя бьют тревогу, и нередко проблема усугубляется противостоянием семьи и школы – каждая сторона считает, что другая не выполняет своих родительских или служебных обязанностей.
Родители ощущают свою беспомощность. Ребенок не учит уроки, что делать? Вот что советуют психологи.
Родителям стоит также знать, что усидчивость вырабатывается у детей примерно к 5 классу, поэтому после получаса занятий надо делать небольшой перерыв. Не допускайте многочасовых сидений за столом.
Психологи и педагоги советуют, как заставить ребенка учить уроки, чередуя поощрения и наказания. Эти меры должны применяться разумно. Родители, зная пристрастия своего чада, могут в качестве наказания применять лишение компьютера, телевизора, встречи с друзьями, похода в кино, цирк или развлекательный центр.
А вот награда за прилежание должна быть еще более весомой, и лучше всего, если в ней будет участвовать вся семья. Совместные культурные и туристические походы, спорт для ребенка и родителей – многое можно придумать, чтобы все почувствовали радость от хорошо выполненной работы.
Важно с первых дней дать ребенку понять, что его учеба – это работа и она может быть нелегкой.
Следует также наладить контакт с учителями: возможно, что нежелание ребенка учиться связано с личностью педагога, качеством преподавания, негативным отношением к отдельным детям.
А если, несмотря на все усилия и правильную тактику, все равно ребенок не хочет учить уроки, что делать с ним? Отведите его к детскому психологу. Может быть, у него какая-то проблема, о которой он стесняется сказать маме с папой. Бывает и такое. Случаются и отклонения в детском характере: природная лень, гиперактивность, синдром дефицита внимания. Чем раньше это обнаружится, тем легче будет справиться с проблемой.
И дальше для размышления над прочитанным расположим небольшое эссе от нашего знакомого креативного педагога-проводника в мир детских сердец Маргариты Ребровой…
Представьте: вечер. За дверью детской — десятилетний Саша. Учебник по математике раскрыт на странице с дробями, но его взгляд уплывает в окно, где ветер играет с желтым кленовым листом. Вместо цифр в тетради — рисунки космических кораблей. Мама вздыхает: «Он совсем не хочет учиться!» Знакомо?
Но что, если Саша не «ленивый», а его внутренний огонь знаний просто засыпало пеплом скуки, страха или непонимания? Давайте откроем эту дверь вместе.
— История из практики: папа Валеры заметил, что сын целыми днями строит города в Minecraft. Купил книгу по архитектуре, сводил на стройку. Теперь Валера мечтает стать инженером — и сам решает задачи по физике!
Наблюдайте! Чем увлечен ваш ребенок? Динозавры, космос, мода? Ищите точки соприкосновения с учебой.
— Пример: учительница Екатерина Сергеевна на уроке рассказывает, как в детстве перепутала Венеру с Юпитером и расплакалась в школе. А потом сама стала астрономом. Дети смеются и… перестают бояться ошибаться.
Фраза-талисман: «Падаешь? Значит, пробуешь взлететь!».
— Идея: превратите дроби в пиратские карты («Раздели найденные сокровища среди всех пиратов, но сначала выдели 1/3 часть для капитана!»), а историю Древнего Рима — в игру «Создай свою империю».
Секрет: учеба — не утомительная зубрежка, а увлекательный и головоломный квест.
— Семейный ритуал: после школы — час «ничегонеделания». Можно валяться, рисовать, смотреть в потолок (но не практиковать компьютерные игры и серфинг по соц. сетям! От них мозг еще больше устанет!). Потом имеем свежий ум и энергию для выполнения уроков.
Правило: наш мозг, как телефон, нужно периодически заряжать.
— История: Аня, которая ненавидела читать, осилила первую главу «Гарри Поттера». Мама испекла торт с надписью «Аня + книга = друзья».
Метод: отмечайте даже крошечные успехи. Награда — не деньги, а ваши горящие глаза и искренние слова поддержки.
— Пример: мама Саши договорилась с учительницей о личном проекте: «Мой ребенок исследует, как математика помогает в рисовании». Теперь Саша считает углы в перспективе и… влюбился в геометрию.
Совет: объединитесь со школой, а не воюйте.
Вопросы вместо родительских приказов:
— «А что, если бы ты был учителем? Как бы объяснил эту тему на уроке ученикам?»
— «А что, если эта формула — секретный код инопланетян?».
Эффект: включает фантазию и критическое мышление ребенка.
Через месяц Сашина мама вместо упреков села рядом: «Расскажи про свой корабль!». Оказалось, для полета через пространство нужны… дроби (чтобы рассчитать запасы топлива)! Теперь он решает уравнения, чтобы спасти экипаж лайнера от затягивающей черной дыры.
Ваш ребенок — не робот. Его учеба — это не нудный и скучный конвейер, а волшебный лес, где за каждым деревом прячется чудо. Ваша задача — не тащить его за руку, а зажечь фонарик и шептать: «Смотри, как тут интересно!».
P.S. А если сегодня он опять «не хочет» учить уроки — обнимите и скажите: «Я верю, что у тебя получится. Давай попробуем вместе?». Иногда это работает лучше всех учебников мира. 🌟