Нестандартная психология для всех
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – является неврологически-поведенческим нарушением развития детей.
Данное явление встречается у мальчишек в 3 раза чаще, чем у девчонок.
Распространено заболевание повсеместно. Существует определенная динамика, показывающая, что с каждым годом Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности у детей диагностируется все чаще и чаще.
Без оказанного внимания к лечению СДВГ может повлиять на жизнь в будущем. У переболевших синдромом дефицита внимания и гиперактивности наблюдаются проблемы с карьерным ростом, планированием. Они редко задерживаются на одном рабочем месте. Чаще всего это депрессивные и невнимательные люди.
Этиология заболевания еще не до конца изучена. Есть определенные факторы, способствующие развитию СДВГ:
У детей с данным заболеванием в большинстве случаев имеется близкий или дальний родственник с подобным синдромом. Это учитывается при последующей постановке диагноза.
У матерей, которые употребляли алкоголь, наркотические вещества и сигареты во время беременности чаще рождаются дети с подобным заболеванием. Прием сильнодействующих препаратов во время эмбрионального развития также способствует проявлению СДВГ.
Если во время родов были травмы, препятствующие попаданию кислорода в мозг (удушение пуповиной, защемление шейных позвонков во время родов), то в редких случаях возможно развитие заболевания.
Чаще всего синдром можно диагностировать в период обучения в школе или пребывания в детском саду. Учителя, воспитатели и родители должны обратить внимание на особенности поведения ребенка, его социальную адаптированность и успеваемость на занятиях.
К основным проявлениям, симптомам СДВГ относят нарушение внимательности, гиперактивность и импульсивность.
Это основные признаки в характеристике детей с СДВГ, на которые должны обратить внимание родители и педагогический состав. Такие особенности ребенка с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания явно бросаются в глаза…
Специальная диагностика для постановки диагноза не разработана, поэтому СДВГ ставят на основании симптомов и наблюдения под присмотром детского психолога.
Так же учитываются этиологические факторы. Без наличия хотя бы нескольких возможных причин возникновения заболевания диагноз поставить невозможно.
Для этого специалист должен сам пообщаться с ребенком, обсудить его поведение с учителями, воспитателями и родителями. Психолог наблюдает за детьми в период их лечения и дает советы родителям для более успешной корректировки поведения.
Лечить синдром дефицита внимания и гиперактивности необходимо в детском возрасте, потому что во взрослой жизни такому ребенку будет тяжело устроиться в жизни, адаптироваться к требованиям реалий.
Корректировка поведения при данном заболевании может быть медикаментозная, или же поведенческая. В качестве препаратов используются различные рецепторы, которые подавляют гиперактивность и позволяют ребенку концентрировать внимание.
Но в большинстве случаев данные вещества вызывают привыкание и к ним обращаются только в крайних мерах, как помощь при основной корректировки поведения.
Основное внимание при лечении СДВГ вне зависимости от этиологии необходимо уделять корректировке поведения. Делать это необходимо в домашних условиях.
Это могут быть игрушки, картины, книги, телевизор и компьютер.
Дети с СДВГ часто отчаиваются и теряют настрой. Поэтому при каких-либо достижениях ребенка нужно обязательно хвалить.
Это позволит ребенку мониторить необходимые дела и выполнять их. Список с заданиями важно прикреплять к видному месту. Это может быть холодильник, стена над его рабочим местом, зеркало в прихожей.
Включать спокойную музыку, использовать аромалампы и аромаванны для успокоения. Частое пребывание в ванной также способствует успокоению нервной системы. Помогают занятия плаванием.
Это можно делать на начальных этапах совместно с родителями, затем данный навык становится рефлекторным. Можно использовать списки, напоминалки в мобильном устройстве и другие способы.
Начинать лучше с малого. Например, приучение ребенка с вечера собирать вещи в школу, заходить в магазин или же это может быть обязательная уборка в своей комнате. Также будет способствовать умению планирования различные бытовые дела, проводимые в одно и то же время.
Больного СДВГ нужно научить рассказывать о своих проблемах в школе, со сверстниками или о своих неудачах. Доверительные разговоры мамы и ребенка позволит родителям и психологам искать ключи решения тех или иных проблем. Это тоже будет помощью для больного. А еще развиваются доверительные отношения.
Дети с синдромом дефицита внимания более ранимы, чем их сверстники. Ругать его нужно только за то, что он совершил, при этом стараясь не повышать на него голос. Родители должны подробно и корректно объяснить, где ребенок допустил ошибку и рассказать, как сделать то или оное действие правильно.
Учитывая, что дети быстро теряют интерес, их нужно направлять в то или иное русло. Частая похвала в успехах, даже не таких явных, позволит ребенку вдохновляться и не забрасывать начатые дела.
Особенно это касается детей, у которых СДВГ травматической этиологии. Необходимо аккуратно и мягкими движениями массировать шейный отдел ближе к затылку. Это будет стимулировать кровообращение в головном мозге и улучшать питание нервной ткани.
Специалист может увидеть изменения в поведении ребенка, а так же дать совет родителям при последующей корректировке.
*****
Главное учитывать, что лечение ребенка при синдроме дефицита внимания и гиперактивности должно быть комплексным. Без поддержки родителей и педагогического состава ему будет тяжело адаптироваться в социальной сфере в дальнейшем.