В прошлый раз мы обсудили опросник для родителей » Мера родительской заботы», а сегодня у нас тест родительского отношения.
Отношения между родителями и детьми могут быть весьма разные, причем варьироваться они могут от доверительно-близких до диаметрально-противоположных натянуто-деловых и остроконфликтных.
И у каждой из сторон своя правда, родители поминают свои бессонные ночи, тревоги и опасения, последние копейки, отданные этим оболтусам, а чадушки, в свою очередь, огрызаются полнейшим неприятием взрослых ценностей и приоритетов.
О детишках мы поговорим, и еще не раз, а сейчас на повестке дня —
Тест родительского отношения
(разработали А.Я.Варга,В.В.Столин)
Чтобы прояснить для себя свое Родительское отношение, родителям предлагается честно и беспристрастно ответить на 61 вопрос предлагаемого опросника, которые по пяти шкалам разложат это самое отношение и помогут понять себя, как воспитателя, а психологу прояснят, как в свою очередь, помогать таким родителям, дабы они строили и как можно успешнее свое общение с подрастающим поколением.
Вот эти 5 шкал, по которым анализируются получаемые ответы:
И непосредственно сами вопросы, отвечать на которые до невозможности просто -«да» и «нет»:
Опросник
Оценка результатов
Для каждой из выявляемых шкал характерны следующие вопросы:
За ответ «да» в любой из категорий испытуемый получает 1 балл, за ответ «нет» — 0 баллов.
То есть высокие показатели скажут о развитости родительских отношений именно по этой шкале.
Интерпретация результатов
24-33 по шкале«принятие — отвержение»
скажут, что у анализируемого есть четко и положительно выраженное отношение к ребенку. Родитель уважает ребенка, принимает его и признает в его индивидуальности, поддерживает его интересы и планы на будущее, проводит с ребенком много времени, не сожалея о потраченном.
0-8 по шкале«принятие — отвержение»
поведают о том, что родитель испытывает к ребенку в основном только отрицательные чувства: злость, раздражение, досаду, иногда даже ненависть. Такой родитель называет ребенка неудачником, дает клички и нелестные прозвища, не верит что ребенок способен на хорошее, низко оценивает его способности и часто своим отношением третирует ребенка.
7-8 по шкале «кооперация»
родитель признает и поощряет ребенка, проявляет интерес к его склонностям, высоко ценит дитя, дает ему разумную самостоятельность и инициативу, общается на равных.
1-2 по шкале «кооперация»
родитель не делает ничего для упрочнения отношений с ребенком, и явно не претендует на роль Макаренко или Сухомлинского.
6-7 по шкале «симбиоз»
у родителя нет особой психологической дистанции, он подпускает ребенка к себе, делится мыслями и чувствами, старается удовлетворять потребности ребенка, ограждает его от неприятностей, заботится о ребенке.
1-2 по шкале «симбиоз»
такой взрослый не подпускает ребенка к себе, во всяком случае психологически, мало интересуется и заботится о своем подопечном.
6-7 по шкале «контроль»
родитель излишне авторитарен, не терпит никакого непослушания, загоняет ребенка в жесткие рамки, раз за разом навязывая свою волю.
1-2 по шкале «контроль»
без прикрас сообщают о том, что контроль за ребенком со стороны родителя практически отсутствует.
Самым оптимальным вариантом оценки педагогических способностей родителя по этой шкале будет золотая середина (3-5 баллов).
7-8 по шкале «отношение к неудачам ребенка»
родитель не верит в удачу ребенка, для него он вечно маленький несмышленыш, взрослый пребывает в убеждении, что все интересы ребенка не серьезны, и их можно спокойно игнорировать.
1-2 по шкале «отношение к неудачам ребенка»
Родитель верит в ребенка, считает неудачи преходящими. Такой вариант, конечно же, более предпочтителен, особенно при выборе профессий преподавателя, воспитателя.
Такой хороший блог и такой пост ! А правда задумалась, какой я родитель? Наверное, не самый лучший — дерганный, озабоченный, только и спрашиваю, что об уроках.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов , практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.