Сейчас дети знакомятся с миром денег очень рано. Ведь сопровождая нас в магазин и на рынок, посещая цирк или кинотеатр, ребята не могут не замечать, что мы меняем какие-то разноцветные хрустящие бумажки на понравившийся товар, на еду, игрушку…
И очень быстро они постигают, что, чем бумажек больше, тем родители щедрее, их можно уговорить, с ними можно поторговаться. А к пяти-шести годам, малыши уже всерьез озабочены проблемой собственных денег. Они хотят быть такими же, как мама и папа, важно доставать монетки или купюры из солидного кошелька и покупать, покупать, покупать…
Процесс попадания туда (в кошелек) денежек как-то опускается, например, мой племянник всерьез считал, что деньги можно наколдовать. Потом он стал представлять себе во всех подробностях печатание денег. И недоумевал, почему, если надо, не допечатывать их еще…
И если приятные траты денег лежат на поверхности, сопровождаются всплеском эмоций, дети активно в них участвуют, то зарабатывание этих же денегостается за кадром. А для правильного выстраивания взаимоотношений с деньгами ребенку очень важно знать все составляющие части. И если не познакомить малыша с этой частью жизни, то есть большой шанс вырастить потребителя, но никак не производителя материальных благ. Особенно, если семья состоятельная, и отказа ребенку ни в чем нет.
Все комплексы, связанные с деньгами, рождаются именно в детстве, когда ребенок неосознанно «слизывает» образец денежных отношений родителей, других значимых для него людей. Тогда же вырабатываются и собственные отношения с деньгами. И тут для успешного их выстраивания, необходим, как это не просто звучало, опыт. Собственный опыт обращений с деньгами, опыт первых трат, опыт первого планирования, первой экономии, первого зарабатывания денег. Первых просчетов и ошибок, первых потерь.
Чем раньше ребенок познакомится с расчетами, планированием своих расходов, собиранием денег на вожделенную покупку, тем более гармоничными выстроятся финансовые отношения ребенка в дальнейшем. Ведь несравненно лучше пройти все пути взросления вовремя, чем потом уже практически во взрослом состоянии совершать дурацкие ошибки. К тому же, в подростковом возрасте уровень критики себя изменяется, и финансовые потери могут возноситься до масштаба катастрофы.
Что же надо для правильного своевременного финансового воспитания?
- Карманные деньги (они необязательно должны быть большими, тут главнее сам факт их наличия)
- Собственные решения о тратах (сказать свое мнении родителю можно и даже в некоторых случаях нужно, но окончательное решение остается за «молодым бизнесменом»)
- Информация, какие есть пути не криминального появления денег
- Ранний поиск подработки (большинство родителей пугает этот пункт, они тут же представляют себе, как их ребенок бросит школу и пойдет мести улицы/мыть машины/собирать тележки у магазина. Но на деле это не так, многие подростки придумывают достаточно интеллектуальные способы зарабатывания денег)
- Участие в планировании семейного бюджета
Карманные деньги
Карманные деньги нужны для приобретения опыта обращения с деньгами, разумного планирования трат (хватило на неделю, к примеру). Ребенок может спустить все и за 10 минут. В этом случае следующим уроком, который он должен получить от родителей, будет то, что деньги не падают с неба, и какое-то время у него их просто не будет. И это решение окончательное, вне зависимости от достатка семьи.
Карманные деньги выдаются на конкретный ограниченный срок, лучше всего на неделю. День — это слишком мало, чтобы прочувствовать последствия необдуманных решений, а месяц много, может ребенок совсем пасть духом.
Карманные деньги — это профилактика воровства. Когда у ребенка, особенно у же в период обучения в школе, совсем нет денег, он может переступить черту и постараться уравнять себя с одноклассниками путем воровства, выманивания денег.
Самостоятельность финансовых решений
Понятно, что первые решения о трате денег будут приняты эмоционально и под влиянием момента, но, если вы, дорогие родители, будете все время во чтобы то ни стало стараться спасти ребенка от ошибок, просчетов, если вами будет руководить желание подстелить соломки, то, возможно вам придется продолжать это делать до глубокой старости.
Информация о законности путей получения денег
Информация иногда правит миром и вовремя узнать подростку или ребенку, какие способы осуждаются обществом и государством, достаточно важно. Конечно, у родителей не будет гарантий, что их ребенок всегда будет паинькой, но предпринять шаги к этому стоит, хотя бы для собственного успокоения.
Раннее начало трудовой деятельности
Наличие в кармане заработанных денег очень стимулирует, поднимает чувство собственного достоинства и даже для самых затюканных товарищей является большим стимулом к росту. В психологическом плане.
Так же вырабатывается стратегическое мышление, ведь каждому известно, что у детей проблемы с устройством на работу в силу просто нахождения в данной стране обитания.
Я не призываю брать детей к станкам на заводе на полную смену, но подработать курьером, почтальоном, расклейщиком, промоутером всегда можно. Другой вопрос, что непросто бывает найти добросовестных работодателей. Но, в этом случае, родители могут помочь с работой — если ребенок распечатает для матери доклад, помоет машину, подстрижет лужайку, то он может за это получить материальное вознаграждение.
Вопрос о регулярной оплате домашней работы очень неоднозначен.
У кого-то он может работать, если в семье доверительные отношения и товарно-денежные отношения воспринимаются, как игра, но если с вашей подачи ребенок всерьез начинает требовать оплату за помощь по дому, то стоит очень призадуматься. О последствиях.
Участие в планировании семейного бюджета
Если ребенок будет выключен из планирования, если он не в курсе ежемесячных регулярных трат, то тогда его финансовое мышление будет не гибким, он не научится учитывать все обстоятельства. А значит, в последствии, для него будет проблема вовремя заплатить по счетам, отдать долг, скопить деньги на отпуск…
Деньги -это энергия, это возможности, с которыми надо уметь обращаться. Мы, даже будучи взрослыми, продолжаем учиться обращению с деньгами. Ведь реалии времени меняются, и особенно это касается реалий финансовых знаний. Зарабатывание денег, отношения с ними не должно быть рутиной, пусть это будет интересный увлекательный процесс, которому вы, научившись, сможете научить и своих детей.
Тема денег для меня очень трудна. Я понимаю карманные деньги очень важны для ребенка и я уже понял почему, но если их не хватает даже на продукты, как еще выделять и на ерунду, которую захочет купить ребенок???
Дети сейчас совершенно не ценят деньги, они им слишком легко даются.
Я даю сыну деньги уже с первого класса и вроде он уже научился с ними разумно распоряжаться, всегда считал, что обращению с деньгами надо приучать детей чуть ли не с пеленок.
Деньги детям давать надо на карманные расходы, это факт, весь вопрос, сколько давать, чтобы он научился ими правильно распоряжаться, а не трынькать направо и налево.
Меня в детстве сильно ограничивали в деньгах, и до сих пор у меня с финансами проблемы, я когда трачу чечтно заработаннные всегда испытываю вину, видимо это все с детсва пришло.
Надо давать им совершать ошибки и потом получать всю меру отвественности за свои поступки, это самая лучшая школа обращения с деньгами.