Большинство родителей переживают, правильно ли они воспитывают своих детей, и какие, возможно, допускают ошибки в процессе воспитания. Давайте рассмотрим основные категории типичных, наиболее распространенных ошибок, которые были проанализированы и составлены специалистами педагогами и психологами.
Гиперпротекция
- избыток внимания;
- вседозволенность;
- оберегание от всего.
Родители в таком случае часто оправдывают себя тем, что всё, что они делают – для ребёнка, другим заниматься не хотят или не могут (чаще всего в эту роль вступает мама), считают своего ребёнка слишком особенным и, тем самым, приносят ему вред.
Как правило, в процессе такого воспитания ребёнок становится инфантильным (пассивным, безответственным), становится беспомощным, так как в процессе воспитания постоянно подавлялась его воля.
Совет: дайте возможность ребёнку сделать что-то самостоятельно (если вы считаете это дело опасным, то хотя бы под вашим присмотром). Дайте ему время в день (сколько он того хочет) побыть одному. Это может быть игра рядом с Вами, но без вашего вмешательства в неё. Покажите ему пример собственной занятости чем-то другим, кроме как его воспитанием.
Гипопротекция
- у родителей нет времени на общение с ребёнком;
- внимание уделяется время от времени, когда случается что-то серьёзное.
Равнодушное отношение к ребёнку проявляется в этом случае, что вызывает у него отчуждённость, потерянность в этом мире. Такой ребёнок чувствует себя одиноким, никому не нужным от недостатка любви и приобретает большое количество комплексов. Если в процессе его воспитания ничего не изменится, то будучи уже взрослым, он будет притягивать к себе неприятности.
Совет: уделяйте ребёнку побольше внимания, задумайтесь, что для вас важнее в этой жизни: ваш ребёнок или ваши дела, деньги? Пусть вы будете меньше зарабатывать, но ребёнок вырастет здоровой личностью в любви и понимании.
Потворствование
- некритичное удовлетворение любых потребностей.
Также помните, что удовлетворяя любые требования ребёнка, вы лишь воспитываете в нём эгоизм, что будет очень мешать ему в будущем. Человек – эгоист, он как чёрная дыра – всё поглощает и ничего не отдаёт взамен. В результате страдает и он, и люди, находящиеся рядом с ним.
Совет: старайтесь критичнее относиться к потребностям ребёнка, проанализируйте – без чего он может обойтись, где вы его чрезмерно балуете или незаслуженно поощряете.
Игнорирование потребностей
- не удовлетворение эмоциональных и материальных потребностей.
Любой взрослый человек, а тем более ребенок страдает от того, что не удовлетворен материально, а тем более эмоционально. Но разница между взрослым и ребенком в том, что у ребенка меньше возможностей, нежели у взрослых.
К примеру, работать он в силу возраста и не достаточного количества навыков еще не может, а значит и не может удовлетворить свои материальные потребности. Конечно, каждый малыш должен понимать, что расточительство – это плохо, но если родители ему никогда не покупают сладостей и игрушек, зато приобретают что-то для себя, состояние ребенка может дойти до того, что он будет считать себя не нужным, что вам жаль потратить на него свои средства.
История с эмоциональными потребностями еще серьезнее. Одно дело, когда родители или папа валится с ног от тяжелой работы, но зарплата у него мала, и ваша семья не может себе позволить покупку какой-то определенной игрушки или еще чего-то.
А другое, когда мама и папа в свободное время болтают по телефону, а то и еще хуже – играют в компьютерные игры вместо того, чтобы поиграть или пообщаться с ребенком, у него постепенно развивается душевная травма, которая может привести к непоправимым последствиям. Скорее всего, он станет равнодушен к родителям и найдет любовь на стороне. А какое сейчас непростое время, и в какие неблагополучные компании можно попасть, вы и так понимаете.
Чрезмерное требование
- нарушение психологии возраста.
Эту ошибку воспитания родители допускают очень часто, не задумываясь, что ребёнок по возрасту ещё не может выполнить их требование. Это может привести к психотравматизации ребёнка: апатии ребёнка в любом предлагаемом ему деле, к озлобленности, к обману, а также к развитию комплекса неполноценности.
Совет: изучите психологию возраста или хотя бы ставьте себя на место вашего ребёнка, чтобы чётче осознавать, что он может, а что ещё нет.
Отсутствие обязанностей
Каждый ребёнок должен чувствовать себя значимым в семье. Если он может подметать – пусть подметает, если может мыть посуду – пусть моет. Он должен ощущать себя членом семьи, членом этого малого сообщества.
Совет: чем раньше вы определите для своего ребенка его собственные обязанности, тем лучше. Помните лишь о том, что обязанности должны быть посильными, и по мере возможности не ненавистными для него.
Перебор в запретах
- большое количество того, что нельзя, малое количество того, что можно или даже его отсутствие.
Инициативность, исходящая от вашего чада угнетается, и он в результате делает дело так, лишь бы побыстрее закончить его или у него вообще пропадает желание что-то делать.
Совет: акцентируйте внимание на том, что можно делать, что нужно делать, чтобы у ребёнка сложилась схема правильных нужных действий, которые будут им осмыслены.
Недостаточность требований и запретов
- отсутствие рамок поведения или минимальное их количество;
- отсутствие спроса с ребёнка за тот или иной поступок.
Ребёнок в результате такого ошибочного воспитания сам выбирает время и длительность определённого действия (обеда, прогулки и т.п. вещей) Таким образом, родители постепенно теряют свой авторитет.
Совет: ставьте ограничения и запреты хотя бы в самых необходимых вещах и безоговорочно.
Неустойчивость стиля воспитания
- перемена строгости либеральностью;
- перемена любви равнодушием.
Такая педагогическая ошибка чаще всего встречается в семьях, в которых один из родителей страдает алкогольной или наркотической зависимостью (чаще муж), и он выступает в роли большого ребёнка, а на плечи жены (мужа) полностью ложатся все семейные обязанности.
Совет: постарайтесь выбрать один, более или менее, постоянный стиль воспитания.
*****
Конечно, родительские ошибки воспитания ребенка на этом не исчерпываются, сколько семей, почти столько же и индивидуальных ситуаций. Но, чем больше родители будут анализировать свое поведение с детьми, тем меньше потом им придется страдать от неадекватности подросшего ребенка, подростка.
Как говорится, как бы вы ни воспитывали своего ребёнка, во взрослом возрасте ему всегда найдётся что рассказать своему психологу 🙂
А вообще, конечно, нужно пытаться соблюдать баланс и не скатываться ни во вседозволенность, ни в установку жёстких рамок. А ещё — говорить с ребёнком и учиться слышать его.