В наше суетное время, когда родители спешат и не успевают сказать своим отпрыскам и пары десятков слов, бабушки продолжают работать и флиртовать, а не заниматься с внуками, основными воспитателями становятся телевизор и компьютер. Которые не могут не накладывать свои особенности на развитие речи у детей.
Как в норме развивается речь у ребенка?
Речь всегда и во все времена развивалась в тесном контакте с многоговорящими носителями языка. И маленький ребенок, даже если он был из породы «молчащих», активно впитывал в себя все слова, произносимые окружением. И потом, пусть и по прошествии времени, выдавал их в несколько переработанном виде. Мама, бабушка или другой близкий человек исправлял ошибки, и малыш в дальнейшем говорил все более чисто и совершенно.
Развитие речи на данный момент
Сейчас же, когда маленький человек часами сидит перед телевизором, развитие речи притормаживается, как то, что не особенно нужно и востребовано сознанием ребенка. Да, понимание языка формируется, спору нет (хотя уже совершенно другой вопрос, что это за язык, уж точно не язык Пушкина и Толстого), но вот речь, она ведь не нужна особо для просмотра мультфильмов. Максимум, что требуется несколько десятков эмоционально окрашенных восклицаний в стиле Эллочки Людоедки для комментирования происходящего на экране.
Современные дети с большим трудом способны пересказать понравившийся сюжет сказки или рассказа. У них не хватает словарного запаса, раз, а два — никуда не уйти от того, что развитие речи и развитие мозга идут параллельно.
Нарушения развития речи у детей
За последние годы количество детей, которых из-за нарушений в развитии речи, надо обязательно направлять к логопеду, дефектологу, невропатологу, катастрофически растет. И если в мое детство «нормальным» считалось заговорить в 1, 5-2 года, то сейчас, дай бог, сформировать речь к трем годам. Да и встречаются подобные проблемы в 4 раза чаще, чем у поколения мам и пап нынешних малышей.
В дошкольном же возрасте впервые может проявляться и такое нарушение речи, как заикание. Оно возникает у деток со слабой нервной системой. Особенно, когда добавляется какая-нибудь психотравма — смерть или болезнь родителя, насилие, агрессивное поведение окружающих, как физическое, так и психологическое.
В возникновении нарушений развития речи множество факторов играет роль — и все чаще встречающаяся патология беременностей, родовые травмы и неважная экология, но самое главное — отсутствие постоянного озвучивание действий ребенка. Занятые мамы все больше молчат, дадут пару руководящих указаний — «нельзя», «пошли», «не трогай», и все! Какая уж тут фразовая речь?
Или, другая крайность — с ребенком начинают сюсюкать или намеренно скатываться на высокоинтеллектуальную речь Спанч Боба. Ребенок честно считает, что это образец для подражания, ведь его самые необходимые и любимые люди говорят с ним именно так.
Отличный выход их положения — начать заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой.
Последствия нарушений развития речи
А потом эти же родители удивляются, почему ребенок отстает в развитии, почему не складываются отношения с детским коллективом, почему малыша невозможно быстро научить правильно писать и читать. А потом подросший человек не будет иметь мотивации к учебе, не сможет определиться с будущим выбором профессии, не найдет себя в жизни…
Так что все, а в воспитании и в педагогике, в особенности, надо делать вовремя, не уделил родитель время, не настоял на занятиях с логопедом, не заметил тревожащих признаком отставания в дошкольном возрасте, в школьном или подростковом — проблема разрастется в геометрической прогрессии. И справиться будет с ней намного труднее.
Интересная точка зрения на развитие речи, даже не задумывалась об этом, а ведь правда наши реалии современные очень влияют на речь ее носителей.
Да, развитие речи у ребенка важная проблема, ведь это сильно влияет, как он адаптируется в школе.
Простые движения рук, так называемая мелкая моторика (по Бехтереву) помогают уменьшить умственную усталость, улучшают произношение большинства звуков, способствуют развитию речи детей. Поэтому я как отец, стараюсь много заниматься с сыном конструированием и поделками. И через полгода заметил, сын стал лучше говорить.
Я занимаюсь своим ребенком, и его речью в том числе, но у нас проблемы — начал сын говорить только в три года, говорит плохо, не внятно, понимаем только мы, его родные. А в садике даже и не пытаются, два раза в неделю вожу его к логопеду, денег он уже съел немерено, а лучше почти не становится речь у моего Сашки.
И ладно бы я ему мало времени уделяла, можно было бы на это его недостаток списать, так нет, он для меня свет в окошке, сразу после работы всегда с ним.
Овладению речью, умению самому ею пользоваться для общения предшествует зарождающееся сначала понимание речи окружающих. Оно имеет существенное значение в речевом развитии ребенка, представляя собой начальный этап в развитии основной для него функции общения. Но сначала это понимание носит, естественно, очень примитивный характер.
Для развития речи много надо читать детям, при каждом удобном случае, и чтобы книжки с красивыми картинками были, а вот телевизора и компьютеров поменьше. И говорить, обсуждать прочитанное.
с телевизором не общаются. Его смотрят и слушают только если интересно. Общение -голос,интонация,высота,эмоции,плюс манипулирование руками ,движения головой,физиогномика и т. д.,развивают ребёнка.аутисты не смотрят на маму т. к. им не знаком язык невербальный,они его не выучили.