Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Гиперактивность у детей: причины, признаки, что делать

гиперактивность у детей, признаки

В каждом детском саду или начальных классах школы есть «настоящее шило в попе», гиперактивный ребенок, который ни минуты не способен посидеть спокойно. Его просто распирает, он проявляет неуемную энергию, все время вскакивает, лихорадочно бегает, что-то хватает, кричит… Раньше таких детей считали невоспитанными, педагогически запущенными, а сейчас им ставят диагноз «гиперактивность«.

Если совсем уж по медицински — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Гиперактивность у детей — что это

Гиперактивность у детей  — это сверх повышенная активность, склонность моментально отвлекаться, не умение концентрироваться на каком-то одном занятии длительное время. Все это сопровождается нервным возбужденным состоянием.

Часто такие детки шокируют своим поведением, раздражают, приводят в ужас взрослых, занимающихся воспитанием, от них стонут и отчаянно ругают учителя, воспитатели, часто и любящие родители от такого поведения дитяти далеко не в восторге. Ведь он, этот обормот, ничего не запоминает, сколько не повторяй! Он крутится, он подрывает дисциплину в группе! Юла, вечный двигатель, живчик, шустрик — и это не самые серьезные высказывания в его адрес.

Конечно большинство деток шебутные, но когда это переходит все границы.. Как же определить, по каких признакам, что у вашего ребенка гиперактивность?

Признаки (симптомы) гиперактивного ребенка

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей проявляет себя так:

1. Ребенок не может оценить самого себя, понять, что он поступает как-то не так.

2. Настроение колеблется очень сильно и в малых временных пределах. На дню по десять раз могут  быть и слезы, и истерический смех.

3. Характерны мелкие кинезы (мелкие нервные движения) — покачивание, дрыгания ногами, кручение пальцев и т. п.

4. Все время клацает переключателем каналов телевизора, долго не в состоянии определиться и остановиться на чем-то одном.

5. Такой ребенок легко начинает гневаться, раздражаться.

6. Самооценка чаще занижена.

7. Часто конфликтует со сверстниками.

8. Плохо переносят неудачи.

9. Вскакивает, пересаживается, залезает на шкаф в неподобающей обстановке.

10. Очень много и быстро говорит.

11. Часто лжет, может воровать  дома и других местах (школа, магазин, родственники), слыть хулиганом.

Не обязательно вы отыщете в своем чаде все эти напрягающие признаки, но даже половина из них уже тревожный знак. Иногда таких деток можно спутать с подрастающими холериками… Показательным отличием будет то, что ребенок-холерик, если его серьезно заинтересовать, сможет просидеть на месте более 10 минут и отвлечется только тогда, когда сильно устанет.

Гиперактивность детей — причины

Токсикозы во время беременности, асфиксия средней и тяжелой степени, всевозможные интоксикации, черепно-мозговые травмы (упал с качелей, уронили с пеленального стола), инфекционные болезни нервной системы (менингит, энцефалит).

Могут повлиять на развитие синдрома гиперактивности и недостатка внимания стремительные и затяжные роды, применение щипцов и других родовспомогательных инструментов, игнорирование советов матерью бросить курить хотя бы на время беременности.

Но чаще невропатологи  таким гиперактивным деткам ставят диагноз ММД ( минимальная мозговая дисфункция)

Немаловажную роль играет и генетический фактор. Возникновение гиперактивности вот так с бухты-барахты не возможно, на все есть причина, просто бывает, что вредность, повлиявшая на развивающийся мозг, не была установлена.

Гиперактивность детей чаще всего выступает вкупе с дефицитом внимания и импульсивностью.

Дефицит внимания — признаки

Как же проявляет себя синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)?

1. Ребенок не может сосредоточиться на чем-то более 5 минут.

2. Не слушает, что говорят другие.

3. Не в состоянии соблюдать инструкцию.

4. Часто теряет вещи, оставляет на площадках игрушки.

5.Часто все забывает.

6. Легко отвлекается.

7. Трудно обучаем, как письму, так и стройной речи.

Импульсивность — признаки

1. Не может дождаться очереди.

2. Начинает отвечать, не дослушав до конца вопрос.

3.Вмешивается в разговор других, прерывает говорящего.

4. Не умеет подчиняться правилам.

На сегодняшний день 35% детей гиперактивны, а это, на минуточку, каждый третий. Мальчишек по статистике больше в два раза.

И вот что страшно, что некоторые мамы наивно надеются, что их ребенок «перерастет», с возрастом все изменится, но в том-то и дело, что изменения эти мало кого способны порадовать.

Что ожидает выросшего гиперактивного ребенка при отсутствии лечения

  • 70  детей  продолжают и подростковом возрасте проявлять все симптомы гиперактивности.
  • 35% детей не в состоянии  закончить успешно среднюю школу, а в институт идут не более 20 % больных. При этом гиперактивность у взрослых совершенно не связана с уровнем интеллекта. Большинство гиперактивных имеют уровень возрастной нормы, или даже выше среднего, а неспособность обучаться связана именно с недостаточной концентрацией внимания.

Но и отчаиваться и рвать волосы на голове на поводу этого диагноза у ребенка не стоит.

Обилие мыслей у таких детей могут сделать их творчески одаренными. Из истории известно, что подобные диагнозы были поставлены Моцарту и Эйнштейну. Просто к такому ребенку нужен такой же неординарный подход, как и он сам.

Конечно, дома создать гиперактивным детям условия проще, в школе, в садике для него слишком много руководящих указаний и правил. Да и ведет себя такой ребенок,  когда один и когда он находится в коллективе совершенно по- разному. Один на один результаты его несравненно лучше.

гиперактивность в школе, что делать?

Впрочем, домашнее обучение — крайняя мера. Сначала стоит попытаться наладить контакт с учителем, может, он пойдет на некоторые уступки дисциплине и поможет создать для гиперактивного ребенка условия в классе.

Условия для гиперактивного ребенка в школе

Как справиться с гиперактивным ребенком в школе?

1. Сажать такого малыша на первую парту, меньше отвлекающих факторов.

2. Нагрузку увеличивать постепенно.

3. Если нужно вытереть доску или переставить предмет, просить именно гиперактивного ребенка, ему жизненно необходима смена активности.

4. Чаще устраивать физкультурные пятиминутки.

5. Если не успел что-то доделать на уроке, давать ему персональное домашнее задание.

6.Не сажать на одну парту двух гиперактивных, это будет похлеще приличной дымовухи, принесенной в класс.

7. Не создавать таким детям цейтнот времени.

Но, естественно, это только подпорки, основные усилия в деле коррекции детского поведения выпадут на долю родителей.

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Что делать, если ребенок гиперактивный? Как воспитывать гиперактивного ребенка?

1. Обязательно нужна консультация психиатра и психотерапевта. «Ярлыков» не стоит бояться, если не прибегать ни к чьей помощи, может стать еще хуже в плане ярлыков. Сверстники бывают гораздо жестче, чем взрослые, и запишут в психи в пол тычка.

2. Соблюдать последовательность в домашних правилах и мерах наказания.

3. Стараться держать свои собственные эмоции в рамках. Не показывать ребенку своего раздражения.

4. Любое позитивное поведение поощряйте.

5. Следите за речью в общении с ребенком, говорите медленно, членораздельно. Не ставьте сразу несколько задач.

6. Четкие ограничения свобод, поменьше всяких «нельзя».

7. Четкое расписание ежедневных дел. При нарушении гибкость, спокойствие и настойчивость. Не получилось сегодня, получится завтра.

8. Не ругайте все время своего ребенка, критиковать можно поступок, а не личность, и то недолго.

9. Очень полезны пальчиковые игры, вязание крючком, собирание пазлов, рисование, штриховка, лепка, бисероплетение. Если вы что-то потеряли, попросите помочь найти ребенка.

10. Число товарищей по играм ограничивать одним-двумя, чтобы не было у вашего чада перевозбуждения.

11.Желателен успокаивающий нервную систему вид спорта — плавание, гимнастика, или требующий сосредоточения, овладения собственной энергией, какие-нибудь восточные практики, типа у-шу.

12.Не делать несколько дел одновременно, игрушка одна, если достали другую, первую спрятать, так же и в отношении уроков, на столе, кроме учебника и тетради, ничего не должно отвлекать внимания. Тем более под запретом фоновый телевизор или магнитофон.

 Помощь психолога гиперактивному ребенку

Задача специалиста в первую очередь — предупредить конфликтные ситуации и примирить «ваше шило» с окружающей реальностью,  коррекционная работа должна удовлетворять некоторым условиям…

1. Работа с таким ребенком должна проводиться в привлекательной эмоционально-игровой форме, что стимулирует самоконтроль и снижает нагрузку на неокрепшую психику.

2. Подборка таких игр и занятий, которые тренировали какую-то одну функцию, одновременно тренировать внимание и импульсивность, к примеру, совершенно не возможно. И если вы учитесь запоминать стихи, то вовсе не обязательно, чтобы ребенок сидел за столом. Он может стоять хоть на голове, главное, чтобы от стихов не отвлекался.

Если вам есть, что сказать о гиперактивности ребенка, синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей, то милости прошу.

14 идей о “Гиперактивность у детей: причины, признаки, что делать

  1. Маруся

    У меня дочки из гиперактивных, я так устаю с ней за день, хоть успокоительными ее пои. Я ее просто не выдерживаю, а в садик боюсь отдавать, болезненная она у меня.

    1. Татьяна Оганесова

      у меня ребенок вообще не минуты не сидит на месте, к вечеру голова от него кругом идет, невропатолог говорит, что слабые нарушения у него есть, а в основном гиперактивность, предлагает физиотерапию и заняться плаванием… А вы как думаете?

      1. ПсихАдмин Автор поста

        Собственно. плавание точно вашему ребенку не помешает, пойдет только на пользу, оно и успокоительных эффектом обладает, да и энергию он будет тратить не маленькую на физические действия.

  2. Николай

    Да дети сейчас все шебутные, просто любить их и все будет хорошо! А гиперактивность у детей — это выдумка научных работников.

    1. ПсихАдмин Автор поста

      Соглашусь, что очень много детей беспокойных, но насчет того, что гиперактивность у детей — выдумка, а как же показатели мозга на энцефалограмме, общая для подобных случаев симптоматика?

  3. Дина

    Прикольно, а я думала, что они просто плохо воспитанные вот эти чересчур активные детеныши.А оказывается не вс так просто. Подпишусь-ка я на RSS пожалуй

  4. Татьяна Васильевна

    Вопрос к профессионалу:в санаторные школы-интернаты, в детские санатории, санаторно-оздоровительные лагеря (нервные) таких детей могут взять??Моей 12 лет, крайняя степень гиперактивности, психиатрии нет, все проверили, где только могли. Сейчас лежит в больнице областной детской, там всех свела с ума, скорее всего, досрочно выпишут. У нас момент тишины в доме, мы отдыхаем ….Кто там говорит, что детей любить только надо, а гиперактивность-это выдумка!!!???Приезжайте, посмотрите, поживите с таким ребенком… Девочка, которая НЕ задумываясь, кидает камни в дорогие иномарки с балкона..А мы платим.Это-не выдумка.Лечению это не поддается, к сожалению.

    1. ПсихАдмин Автор поста

      Берут, но по показаниям — но нужны заключение невропатолога, психиатра, рекомендация школьного психолога.

  5. Андрей

    Сын меня уже замотал, мы с женой в разводе, она уехала к маме, оставила мне Кирюшку на неделю, сегодня третий день, а я уже как выжатый лимон! И это ему только пять, я в шоке, что будет, когда ему надо будет идти в школу.

  6. Надежда

    Моей дочке четыре месяца, очень активный ребенок. Переживала, что она будет гиперактивной, но прочитав эту статью, делаю вывод, что вся эта гиперактивность , это следствие нехватки витаминов группы В (Витамины группы В участвуют в выработке клеточной энергии, обеспечивая работу мышечной, сердечно-сосудистой и нервной систем (В1 и В12) и повышая адаптационные возможности организма. Они регулируют работу нервной системы, способствует улучшению памяти и концентрации внимания, защищают от умственного переутомления (В1 и В6), В9 Фолиевая кислота необходима для обеспечения эмоционального равновесия и нормального функционирования нервной системы.) Мы с дочей пьём витаминный комплекс «Формула Баланса плюс», в котором всё это есть, т.е. вопрос с гиперактивностью можно закрыть.

  7. Кира

    Лечить надо гиперактивность, это заболевание, а не психологическая особенность, лечиться и лечиться серьезно, дальше ребенок не перерастет, наоборот, ситуация с его неусидчивостью, разболтанностью только ухудшится. Да и время родители упустят, однозначно.

  8. Светлана

    Мы были у психотерапевта, и невролога, говорят с мозгами всё нормально.Ну гиперактивный, пейте успокоительные.И всё!У него почти все пункты подошли по описанию. Кто же поставит диагноз СДВГ?

  9. Ольга

    Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

  10. Ольга

    Больше общайтесь. Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Дайте ему время подумать и ответить. Слушайте, когда он говорит с вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть ребенок почувствует, что он и его дела вам интересны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

___________________________________________________________________
WordPress: 9.41MB | MySQL:57 | 0,126sec